Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 2

«В образе оно», - пишет критик Д.П. Николаев, - проявляется нечто враждебное жизни, враждебное глуповцам, выступившим против градоначальника, и «родственное» Угрюм-Бурчееву... Это одновременно широчайшее итоговое обобщение всего того, что враждебно жизни, человеку, народу, общественному развитию».

Конец 60-х и затем 70-е годы - самый напряженный и плодотворный период в творчестве Салтыкова-Щедрина. За «Историей одного города» следуют циклы сатирических рассказов «Помпадуры и помпадурши» (1863-70), публицистические очерки «Письма из провинции» (1868); центральные для салтыковского творчества 1870 г. «Господа ташкентцы» (1869-72), «Дневник провинциала» (1872-76), «Благонамеренные речи» (1872-76), непосредственно подготовившие семейную хронику «Господа Головлевы» (1875-80); затем «В среде умеренности и аккуратности» («Господа Молчалины») (1874-77) и, наконец, «Современная идиллия», завершенная в 1880-е годы.

Центральным произведением этих лет является роман «Господа Головлевы», который стоит в ряду лучших произведений русских писателей (Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого), изображающих жизнь русского дворянства. Роман полемичен по отношению к традиции, идущей в первую очередь от Тургенева и Толстого. В центре романа Салтыкова-Щедрина - история семейного дворянского рода, история «выморочного» рода. Историческая выморочность входит в кровь, проникает в естество, переходит из поколения в поколение. Арина Петровна Головлева, глава рода, пытается поддержать порядок, сохранить семейные устои, но все ее усилия приводят к противоположному результату. Порфирий Головлев, Иудушка, предается пустословию и лицемерию, он губит близких, словно оплетая их сетью своей словесной паутины, но и сам остается в полном разобщении с людьми, со всем миром. Представительница младшего поколения, племянница Иудушки Аннинька бежит от дяди, бросив ему «Страшно с вами!». Однако Щедрин-просветитель, Щедрин-гуманист не соглашался допустить, чтобы в той же гоголевской усадьбе все было лишь безысходно мертво и способно только дотлевать. Изображая судьбы молодых Головлевых (Анниньки, сыновей Порфирия), он не столько обличает своих персонажей, сколько соболезнует им. Едва ли не сильнейшие по трагическому пафосу страницы романа посвящены почти мгновенному нравственному прозрению главного героя. Идеей проснувшейся совести и связанного с нею нравственного возмездия и разрешается судьба Иудушки Головлева. И не случайно, что эта внутренняя метаморфоза происходит в Страстную неделю, вызывая у читателей невольное сравнение страстей Порфирия со страстями Христовыми. Евангельские мотивы в финале «Господ Головлевых» ставят этот роман в один ряд с «Преступлением и наказанием» Ф.М. Достоевского, «Воскресением» Л.Н. Толстого. Перед нами приоткрывается Салтыков-моралист, верящий в грядущее торжество Правды и Совести.

В 1880-е годы за сравнительно короткий срок Салтыков-Щедрин создает книгу сказок (первые три сказки - «Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик» были написаны еще в 1869 году. Самая безудержная фантастика в сказочном мира Щедрина пронизана реальным «духом времени» и выражает его. Под влиянием времени преображаются традиционные персонажи сказок. Заяц оказывается «здравомыслящим», волк – «бедным», баран - «непомнящим», орел - «меценатом». А рядом с ними появляются незакрепленные традицией, художественно осмысленные Щедриным как знамение времени образы вяленой воблы, премудрого пескаря, карася-идеалиста и т.п. Писатель по-разному относился к своим сказочным героям. Смех его, и гневный, и горький, неотделим от понимания страдания человека, обреченного «уставиться лбом в стену и в этом положении замереть». Особое место среди сказок занимает «Коняга», в которой воплощен обобщенный образ народа с его бесконечным терпением и покорностью. За условными образами сказок Щедрина явно просматривается современная писателю и полная социального зла жизнь.

Размышления Салтыкова-Щедрина о жизни в эпоху «безвременья», трагизм «мелочей», необходимость выпрямления человека лежат в основе последней книги сатирика «Пошехонская старина. Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина». (1887-1889 гг.). Пошехонье раскрывается писателем как застывшее, уродливо искаженное подобие человеческого мира, не освещенное лучом сознания. И снова Щедрин ищет ростки пробуждающейся личной ответственности, освобождения от духовного рабства в самой пошехонской среде - народной и интеллигентской. Обращаясь к современникам, он писал о личной ответственности каждого за нравственное состояние общества, о праве «бороться и погибать». Эти слова - в публицистической главе «Дети. - По поводу будущего» - оказались завещанием писателя, который свое письмо к сыну, написанное незадолго до смерти, завершил так: «Еще: паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому».

7.3. Ф.М. Достоевский

Творчество Ф.М. Достоевского (1821-1881) - одна из вершин не только русской, но и мировой литературы. В созданном им жанре романа-трагедии Достоевский воплотил с потрясающей силой многие трагические черты русской и западноевропейской жизни не только своей эпохи, но и последующих десятилетий. В романах Достоевского неизменно присутствуют два плана: социальный и философский, причем второй возникает на основе художественного исследования социальных, бытовых, нравственных явлений жизни.

Достоевский называл свой реализм «фантастическим» - не потому, что он противостоял реальной действительности, а потому, что он был основан на обостренном внимании к наиболее сложным и противоречивым формам бытия и общественного сознания, самым запутанным, исключительным фактам душевной жизни человека. Однако, воссоздавая в своих романах эпоху всеобщего распада связей, «химического разложения» общества, Достоевский всегда освещал эту «текущую жизнь» светом идеала. Он стремился разглядеть в современной хаотической жизни контуры «будущего», постичь формы красоты мира - таинственного и неуловимого.

 

2008-09-20 14:21:11 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53                                            
Яндекс.Метрика