История русской литературы. Ч. 2
7. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ
7.1. И.С.Тургенев
Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) принадлежит к числу писателей, внесших наиболее значительный вклад в развитие русской литературы 2-ой половины XIX в. Типологически его творчество принадлежало к психологическому реализму, но в то же время своеобразие художественного миросозерцания писателя придало его методу резко индивидуальную окраску. Он был не только летописцем русской интеллигенции и певцом «дворянских гнезд», ему были свойственны настроения скепсиса, пессимизма, глубокая философская рефлексия. Поэтика Тургенева-художника связана как с воспроизведением бытовой повседневности, так и с обращением к фантастике, символу.
В мировоззрении Тургенева были черты, которые роднили его художественный мир с поэзией Ф.И. Тютчева и позднего А.А. Фета: ощущение мгновенности человеческого бытия на очной ставке с холодной бесконечностью Вселенной. И чем острее воспринимал художник мир в индивидуальной неповторимости преходящих явлений, тем тревожнее и трагичнее становилась его любовь к жизни, к ее мимолетной красоте. Отсюда же проистекало такое свойство тургеневского таланта, как особое чувство времени, его неумолимого и стремительного хода, которое позволило Тургеневу стать подлинным летописцем тех исторических перемен, которые совершались в России в течение нескольких десятилетий. По словам Н.А. Добролюбова, Тургенев «быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращал... внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество».
Сама быстрота в смене новых общественных настроений вносила особый оттенок драматизма в романы писателя, отличающиеся стремительной завязкой и неожиданной развязкой и, как правило, трагическими финалами. Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро угасающей искре. История в своем неумолимом движении отмеряет им напряженную, но слишком короткую по времени судьбу. Тургенев показывает своих героев в счастливые моменты максимального подъема и расцвета их жизненных сил. Но минуты эти оказываются трагическими: гибнет на парижских баррикадах Рудин, на героическом взлете, неожиданно обрывается жизнь Инсарова, Базарова, Нежданова («Новь»).
С Тургеневым не только в литературу, но и в жизнь вошел поэтический образ спутницы русского героя, тургеневской девушки. Все тургеневские герои проходят испытание любовью - своего рода проверку на жизнеспособность не только в интимных, но и в общественных убеждениях. Любящий герой прекрасен, духовно окрылен, но чем выше он взлетает на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка - и падение. Любовь, по Тургеневу, трагична, потому что перед ее стихийной властью беззащитен любой человек. Это чувство трагично еще и потому, что идеальная мечта любящей души не может осуществиться в пределах земного природного круга. Такому пониманию любви Тургенев остался верен и в романах («Дворянское гнездо», «Отцы и дети») и в повестях, как раннего, так и позднего периода («Первая любовь», «Ася», «Внешние воды», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви»; в последних двух произведениях Тургенева любовь и впрямь пробуждает к жизни иррациональные, мистические силы, которые только ощущались подспудно в течение повседневной жизни, как она представлена в повестях Тургенева - классического реалиста).
Широкая литературная известность пришла к Тургеневу в 1847 г., когда в «Современнике» был опубликован его очерк «Хорь и Калиныч», впоследствии вошедший в знаменитый цикл «Записки охотника». Книга Тургенева открывает 60-е годы в истории русской литературы. Тургенев подошел в «Записках» к народу с «толстовской стороны»: он нашел в жизни народа тот общенациональный смысл, который Л.Н. Толстой положил в основу художественного мира «Войны и мира».
Вместе с тем Тургенев видел гражданскую «немоту» народа (повесть «Муму»); он полагал, что необходимы исторические деятели для пробуждения народной Руси. Разумеется, не в смысле побуждения к народной революции, как об этом мечтал Некрасов, но в плане пробуждения исторического самосознания нации. В поисках героев, способных встряхнуть народ, Тургенев обратился в начале к дворянской среде.
В романе «Рудин» (1885) нашла свое отражение целая полоса в развитии русского общества 1830-1840-х годов. В Рудине отразились типические черты дворянского интеллигента, выученика философского идеализма 1830-х годов. Образ главного героя дан неоднозначно. В Рудине есть «гениальность», но нет «натуры», есть талант пробуждать умы и сердца людей, но нет сил и способности вести их за собой. Идеальные представления героя терпят крах при столкновении с реальной жизнью. И, высоко ценя героя, Тургенев тем не менее неоднократно подчеркивает у Рудина разрыв между словом и делом, что отчетливее всего проявляется в разрешении любовного конфликта. К концу романа социальная тема переводится в иной, национально-философский план. Спустя несколько лет мы встречаем Рудина в тряской телеге, странствующим неизвестно откуда и неведомо куда. Тургенев умышленно не конкретизирует место действия, придавая повествованию обобщенно-поэтический смысл. На образ Рудина ложится тень вечного странника-правдоискателя, бессмертного Дон-Кихота. Финал романа героичен и трагичен одновременно, и в то же время в смерти русского Дон-Кихота на парижских баррикадах 1848 года есть что-то случайное и даже нелепое.
Мысли о зависимости всех людей на земле от неумолимо бегущего времени, от стихийных сил природы, любви нашли свое наиболее полное воплощение в романе Тургенева «Дворянское гнездо» (1856-1858). Роман был восторженно встречен и критикой, и читающей публикой. Всеобщий успех объяснялся не только драматичностью сюжета, остротой нравственной проблематики, но и совершенством художественной формы. «Дворянское гнездо» - это самый лиричный и, быть может, поэтический роман Тургенева. Лиризм его глубоко элегичен: в нем, по сути дела, Тургенев прощался с поэзией «дворянских гнезд», прощался со своими любимыми героями из столь близкой писателю социальной среды. В романе речь идет не только о личной судьбе Лаврецкого, но и об исторических судьбах целого сословия, последним отпрыском которого является герой. В самые счастливые моменты жизни Лаврецкий и Лиза не могут освободиться от тайного чувства стыда, от ощущения непростительности своего счастья. Конфликт личного счастья и нравственного долга составляет внутренний сюжет романа. В любовной катастрофе героям видится возмездие за пренебрежение общественным долгом, за жизнь отцов и прадедов. Именно этим ощущением и стремлением выполнить свой нравственный долг объясняется уход Лизы в монастырь: «Все это отмолить, отмолить надо... Отзывает меня что-то, тошно мне, хочется мне затеряться навек».
Роман «Дворянское гнездо» проникнут сознанием течения исторического времени, уносящего жизни людей, надежды и мысли поколений и целые пласты национальной культуры.
2008-09-20 14:21:11 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 |