Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 2

7. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ

7.1. И.С.Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) принадлежит к числу писателей, внесших наиболее значительный вклад в развитие русской литературы 2-ой половины XIX в. Типологически его творчество принадлежало к психологическому реализму, но в то же время своеобразие художественного миросозерцания писателя придало его методу резко индивидуальную окраску. Он был не только летописцем русской интеллигенции и певцом «дворянских гнезд», ему были свойственны настроения скепсиса, пессимизма, глубокая философская рефлексия. Поэтика Тургенева-художника связана как с воспроизведением бытовой повседневности, так и с обращением к фантастике, символу.

В мировоззрении Тургенева были черты, которые роднили его художественный мир с поэзией Ф.И. Тютчева и позднего А.А. Фета: ощущение мгновенности человеческого бытия на очной ставке с холодной бесконечностью Вселенной. И чем острее воспринимал художник мир в индивидуальной неповторимости преходящих явлений, тем тревожнее и трагичнее становилась его любовь к жизни, к ее мимолетной красоте. Отсюда же проистекало такое свойство тургеневского таланта, как особое чувство времени, его неумолимого и стремительного хода, которое позволило Тургеневу стать подлинным летописцем тех исторических перемен, которые совершались в России в течение нескольких десятилетий. По словам Н.А. Добролюбова, Тургенев «быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращал... внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество».

Сама быстрота в смене новых общественных настроений вносила особый оттенок драматизма в романы писателя, отличающиеся стремительной завязкой и неожиданной развязкой и, как правило, трагическими финалами. Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро угасающей искре. История в своем неумолимом движении отмеряет им напряженную, но слишком короткую по времени судьбу. Тургенев показывает своих героев в счастливые моменты максимального подъема и расцвета их жизненных сил. Но минуты эти оказываются трагическими: гибнет на парижских баррикадах Рудин, на героическом взлете, неожиданно обрывается жизнь Инсарова, Базарова, Нежданова («Новь»).

С Тургеневым не только в литературу, но и в жизнь вошел поэтический образ спутницы русского героя, тургеневской девушки. Все тургеневские герои проходят испытание любовью - своего рода проверку на жизнеспособность не только в интимных, но и в общественных убеждениях. Любящий герой прекрасен, духовно окрылен, но чем выше он взлетает на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка - и падение. Любовь, по Тургеневу, трагична, потому что перед ее стихийной властью беззащитен любой человек. Это чувство трагично еще и потому, что идеальная мечта любящей души не может осуществиться в пределах земного природного круга. Такому пониманию любви Тургенев остался верен и в романах («Дворянское гнездо», «Отцы и дети») и в повестях, как раннего, так и позднего периода («Первая любовь», «Ася», «Внешние воды», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви»; в последних двух произведениях Тургенева любовь и впрямь пробуждает к жизни иррациональные, мистические силы, которые только ощущались подспудно в течение повседневной жизни, как она представлена в повестях Тургенева - классического реалиста).

Широкая литературная известность пришла к Тургеневу в 1847 г., когда в «Современнике» был опубликован его очерк «Хорь и Калиныч», впоследствии вошедший в знаменитый цикл «Записки охотника». Книга Тургенева открывает 60-е годы в истории русской литературы. Тургенев подошел в «Записках» к народу с «толстовской стороны»: он нашел в жизни народа тот общенациональный смысл, который Л.Н. Толстой положил в основу художественного мира «Войны и мира».

Вместе с тем Тургенев видел гражданскую «немоту» народа (повесть «Муму»); он полагал, что необходимы исторические деятели для пробуждения народной Руси. Разумеется, не в смысле побуждения к народной революции, как об этом мечтал Некрасов, но в плане пробуждения исторического самосознания нации. В поисках героев, способных встряхнуть народ, Тургенев обратился в начале к дворянской среде.

В романе «Рудин» (1885) нашла свое отражение целая полоса в развитии русского общества 1830-1840-х годов. В Рудине отразились типические черты дворянского интеллигента, выученика философского идеализма 1830-х годов. Образ главного героя дан неоднозначно. В Рудине есть «гениальность», но нет «натуры», есть талант пробуждать умы и сердца людей, но нет сил и способности вести их за собой. Идеальные представления героя терпят крах при столкновении с реальной жизнью. И, высоко ценя героя, Тургенев тем не менее неоднократно подчеркивает у Рудина разрыв между словом и делом, что отчетливее всего проявляется в разрешении любовного конфликта. К концу романа социальная тема переводится в иной, национально-философский план. Спустя несколько лет мы встречаем Рудина в тряской телеге, странствующим неизвестно откуда и неведомо куда. Тургенев умышленно не конкретизирует место действия, придавая повествованию обобщенно-поэтический смысл. На образ Рудина ложится тень вечного странника-правдоискателя, бессмертного Дон-Кихота. Финал романа героичен и трагичен одновременно, и в то же время в смерти русского Дон-Кихота на парижских баррикадах 1848 года есть что-то случайное и даже нелепое.

Мысли о зависимости всех людей на земле от неумолимо бегущего времени, от стихийных сил природы, любви нашли свое наиболее полное воплощение в романе Тургенева «Дворянское гнездо» (1856-1858). Роман был восторженно встречен и критикой, и читающей публикой. Всеобщий успех объяснялся не только драматичностью сюжета, остротой нравственной проблематики, но и совершенством художественной формы. «Дворянское гнездо» - это самый лиричный и, быть может, поэтический роман Тургенева. Лиризм его глубоко элегичен: в нем, по сути дела, Тургенев прощался с поэзией «дворянских гнезд», прощался со своими любимыми героями из столь близкой писателю социальной среды. В романе речь идет не только о личной судьбе Лаврецкого, но и об исторических судьбах целого сословия, последним отпрыском которого является герой. В самые счастливые моменты жизни Лаврецкий и Лиза не могут освободиться от тайного чувства стыда, от ощущения непростительности своего счастья. Конфликт личного счастья и нравственного долга составляет внутренний сюжет романа. В любовной катастрофе героям видится возмездие за пренебрежение общественным долгом, за жизнь отцов и прадедов. Именно этим ощущением и стремлением выполнить свой нравственный долг объясняется уход Лизы в монастырь: «Все это отмолить, отмолить надо... Отзывает меня что-то, тошно мне, хочется мне затеряться навек».

Роман «Дворянское гнездо» проникнут сознанием течения исторического времени, уносящего жизни людей, надежды и мысли поколений и целые пласты национальной культуры.

 

2008-09-20 14:21:11 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53                                            
Яндекс.Метрика