Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Право интеллектуальной собственности

9. НАЛОГОВЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ И ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Практически во всех странах с развитой рыночной экономикой при подаче заявок на объекты промышленной собственности, выдаче на эти объекты охранных грамот и поддержании их в силе уплачиваются пошлины. В подавляющем большинстве стран мира патентные пошлины носят ведомственный характер - они перечисляются на расчетные счета патентных ведомств. Установление размера патентных пошлин, предоставление льгот по уплате пошлин также относится к компетенции руководителя патентного ведомства.

Институту патентных пошлин за рубежом уделяется большое внимание, так как пошлины рассматриваются как вполне реальная компенсация издержек патентного ведомства на проведение предварительной (формальной) и патентной (по существу) экспертизы заявок на промышленные образцы, а также полиграфических издержек по изданию официальных бюллетеней, описаний объектов промышленной собственности.

Не менее важны аспекты их влияния на различные процессы в области промышленной собственности, например, регулирование использования запатентованных изобретений.

Традиционно во всех странах в первые годы действия патента для патентообладателя устанавливается минимальный размер годовой пошлины, так как именно в первые 5-6 лет он несет наибольшие расходы, связанные с апробацией и подготовкой изобретения к использованию. Пошлины начинают прогрессивно увеличиваться по мере увеличения срока действия патента, причем наиболее существенно - после 10-го года его использования, когда патентообладатель приобретает реальную возможность извлекать прибыль из обладания исключительными правами на использование изобретения, окупающую понесенные ранее издержки.

Согласно Патентному закону Российской Федерации (п.3 cт. 13) достаточно подать в Комитет по патентам и товарным знакам для официального опубликования заявление о предоставлении любому лицу без каких-либо ограничений права на использование, чтобы получить 50-процентную льготу.

При попытке патентообладателя уклониться от заключения лицензионного договора под предлогом недостаточного вознаграждения, необходимо указать ему на тот факт, что опубликование заявления о предоставлении открытой лицензии не освобождает его от санкций, предусмотренных п.4 статьи 10 Патентного закона. Согласно этому пункту при неиспользовании или недостаточном использовании изобретения в течение 4 лет с даты выдачи патента к патентообладателю может быть применен институт принудительной лицензии.

Одним из основных методов государственного регулирования экономических отношений в России по-прежнему остается система законодательно закрепленных прав на вознаграждение авторов и лиц, содействующих созданию и использованию изобретений и промышленных образцов.

В соответствии с п.2 ст. 8 Патентного закона автор служебного изобретения «имеет право на вознаграждение, соразмерное выгоде, которая получена работодателем или могла бы быть им получена при надлежащем использовании объекта промышленной собственности, в случаях передачи работодателем права на получение патента другому лицу, принятия работодателем решения о сохранении соответствующего объекта в тайне или неполучения патента по поданной работодателем заявке по причинам, зависящим от работодателя».

В соответствии с зарубежным опытом автор имеет право на вознаграждение, обеспечивающее ему «справедливую долю... дохода, полученного работодателем или который он, разумно предполагая, получит... от передачи, переуступки или выдачи лицу, связанному с работодателем, имущества или любого другого права на изобретение» (ст. 41 Закона о патентах Великобритании).

В настоящее время реально применимы нормы прямого действия п. 1,3,5 статьи 32 «Закона об изобретениях в СССР «, пролонгированные п. 6 ранее указанного постановления Верховного Совета Российской Федерации.

Согласно этим нормам, автор (ы) изобретения имеют право на поощрительное авансовое вознаграждение в размере среднемесячной заработной платы на предприятии-патентообладателе, а в случае использования запатентованного изобретения - право на вознаграждение в размере не менее 15% дохода патентообладателя или 20% его выручки (разность между ценой и издержками на маркетинг) от продажи лицензии, или 2% себестоимости изобретения.

Использованием изобретения считается его введение в хозяйственный оборот, который предусматривает реализацию продукта, сдачу его в аренду, заключение лицензионного соглашения, бартерную сделку и применение продукта в собственном производстве.

Вознаграждение автору промышленного образца выплачивается единовременно в размере не менее пятикратного размера минимальной заработной платы.

Что касается вознаграждения авторам полезных моделей, то оно может осуществляться на основе договора между автором и работодателем.

Важным элементом в системе материального стимулирования является вознаграждение за содействие созданию и использованию изобретений и промышленных образцов (пролонгированные нормы ст. 34 Закона «Об изобретениях в СССР» и п. 3 ст. 21 Закона «О промышленных образцах»).

По изобретениям вознаграждение выплачивается в течение первых трех лет с даты начала использования объекта в размерах либо не менее 30% от прибыли, либо не менее 4% себестоимости изобретения; по промышленным образцам вознаграждение носит единовременный характер.

В список лиц, поощряемых за содействие изобретению, включаются:

- разработчики технической документации на объект;

- лица, осуществляющие апробацию и технологическую подготовку;

- участвовавшие в создании заявки работники патентного отдела;

- работники служб, осуществлявшие маркетинг, экономико-финансовые расчеты.

Патентные пошлины являются весьма действенным экономическим регулятором отношений в области промышленной собственности.

Статья 33 Патентного закона Российской Федерации гласит: «За совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, взимаются пошлины. Патентные пошлины уплачиваются патентному ведомству. Перечень действий, за совершение которых взимаются патентные пошлины, их размеры и сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты пошлин, уменьшения их размера или возврата пошлин устанавливаются правительством Российской Федерации».

Новое Положение о пошлинах, соответствующее законам Российской Федерации, введено в действие с 01.09.93.

Положение содержит перечень юридически значимых действий, связанных с подачей заявок на объекты промышленной собственности, их экспертизой, выдачей охранных документов, поддержанием в силе, передачей прав на объекты промышленной собственности, защитой нарушенных прав и т.д., устанавливаются размеры взимаемых пошлин за совершение указанных действий, сроки, порядок внесения.

При этом, согласно разъяснению, содержащемуся в приказе Роспатента N64, правильно уплаченной считается пошлина, уплаченная в размере и в сроки, установленные действующим законодательством на дату поступления в Роспатент документа о совершении юридически значимого действия, за которое она уплачивается, а в случае отправки такого документа по почте - на дату сдачи документа на почту. Акт уплаты пошлины должен быть своевременно подтвержден платежным документом.

 

2008-09-18 13:34:50 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика