Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Право интеллектуальной собственности

6. ПРАВА НА ДРУГИЕ ОБЪЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Помимо рассмотренных выше объектов патентного права - изобретений, промышленных образцов и полезных моделей, промышленные права распространяются также на другие объекты, которым предоставляется правовая охрана ввиду их важного значения для хозяйственной деятельности, производства и торговли, но которые не подпадают под действие Патентного закона.

К ним относятся применяемые в хозяйственном обороте товарные знаки (знаки обслуживания), наименование места происхождения товара и фирменные наименования, ноу-хау.

6.1. Товарный знак

Среди объектов промышленной собственности особое, а в последнее время и значительное место занимают товарные знаки, что обусловлено ролью, которую они должны выполнять на рынке товаров и услуг.

Товарный знак является обозначением, предназначенным отличать товары и/или услуги одних производителей товаров и услуг от однородных товаров или услуг других производителей.

В Российской Федерации правовая охрана товарного знака и его использование регулируется действующим с 23 сентября 1992 г. Законом РФ «О товарных знаках...» и возникает вследствие его государственной регистрации или в силу международных договоров РФ.

Специальные обозначения - знаки обслуживания - применяются для индивидуализации услуг. Ими пользуются предприятия сервиса, в частности, банковские и страховые общества, авиакомпании, гостиницы и др.

Правовой режим знаков обслуживания не отличается от товарных знаков, а их охрана производится по тем же нормативным актам.

Чтобы получить юридическую охрану в качестве товарного знака, обозначение должно соответствовать требованиям закона относительно формы (вида) и содержания.

Регистрация товарного знака возможна на имя лица (физического или юридического), занимающегося предпринимательской деятельностью. В результате регистрации лицо получает статус владельца и исключительные правомочия на использование знака, то есть его использование на монопольных началах. Это означает, что владелец имеет право использовать товарный знак в маркировке товаров, проставляя его на изделиях и/или упаковке, в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, экспонатах выставок или ярмарок, вводить «марочные» изделия в оборот путем их продажи, предложения или в иной форме, ввозить такие изделия на территорию действия его права на знак, пользоваться знаком в коммерческой деятельности - счетах, бланках, фирменных наименованиях и пр.

Закон предусматривает возможность регистрации в качестве товарных знаков нескольких видов (форм) обозначений:

- словесные (слова, словосочетания или лексические фразы, сочетания букв, имеющие словесный характер);

- изобразительные (изображения живых существ, фигур, предметов, форм, композиций, пятен и пр.) - в плоском или объемном вариантах, в черно-белом или цветном виде или цветовом сочетании;

- комбинированные.

Практика показала, что в качестве товарных знаков могут использоваться звуковые, зафиксированные, например, на магнитной ленте или световые обозначения.

По содержанию товарные знаки должны быть новыми, то есть не быть идентичными или сходными с товарными знаками, уже введенными в оборот.

Законом Российской Федерации предусмотрены абсолютные и относительные основания для отказа в регистрации товарного знака.

К абсолютным основаниям для отказа в регистрации относится отсутствие различительной способности, то есть ассоциативного образа у потребителя. К таким знакам относятся аббревиатуры, общепринятые наименования товаров, изображения самих товаров, простые геометрические фигуры, не имеющие качественной новизны, знаки, лишенные каких-либо отличительных черт или выразительности, слова, ставшие обычными в повседневном употреблении, например «люкс» и пр. Отказывается в регистрации обозначениям, вошедшим во всеобщее употребление и ставшим видовым понятием вследствие широкого и длительного употребления, являющимся общепринятым термином или символом, словам, прочно вошедшим в хозяйственный оборот, например, «вишневка», «аспирин».

В соответствии с нормами Парижской конвенции, запрещающими применение геральдических знаков, Закон РФ указывает, что в качестве товарных знаков не могут быть зарегистрированы обозначения, воспроизводящие полностью или частично государственные или официальные символы или атрибуты, такие, как гербы, флаги, эмблемы, полные или сокращенные наименования межправительственных организаций, официальные клейма, печати, награды и др. Такие обозначения могут быть включены в товарный знак только как неохраняемые элементы и при наличии согласия соответствующего компетентного органа или их владельца.

Не регистрируются в качестве товарных знаков простые наименования товара, обозначения, указывающие на свойства или качество товара, состав сырья, объем и цену товара, историю создания товара.

В ст. 6 Закона указано, что в товарные знаки не могут быть включены, даже в качестве неохраняемых элементов, ложные или вводящие в заблуждение относительно качества товара обозначения и обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности или морали, например, оскорбляющие чувства верующих и др.

К относительным основаниям для отказа относятся тождественность или сходство обозначения с иными знаками, зарегистрированными в РФ, или в силу международных договоров - с незарегистрированными общеизвестными знаками, с наименованиями мест происхождения товаров, сертификационными знаками, с воспроизведением на товарном знаке фирменных наименований, уже принадлежащих другим лицам, и пр. Столкновение прав различных лиц на фирменное наименование и товарный знак вызывает множество конфликтных ситуаций.

Особое место занимает коллективный знак, предназначенный для обозначения товаров, выпускаемых несколькими предприятиями. Режим такого знака строго регламентирован. Его отличительной чертой является то, что он, во-первых, не может быть передан другим лицам, то есть является неотчуждаемым, во-вторых, субъектом, на имя которого он может быть зарегистрирован, должно являться добровольное объединение предприятий в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Для получения свидетельства на товарный знак в патентное ведомство подается заявка по форме, установленной Законом, содержащая заявление с указанием заявителя и его координат, изображение заявляемого обозначения в том цвете, который заявлен, его описание, перечень товаров и услуг, для которых знак испрашивается, сгруппированный в соответствии с международной классификацией товаров и услуг (МКТУ). Заявка также должна содержать документ об уплате пошлины в установленном размере, устав коллективного знака, если он относится к этой категории.

 

2008-09-18 13:34:50 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика