Жилищное право РФ
Во всех указанных случаях жилищный фонд государственных и муниципальных предприятий и учреждений подлежит передаче в полное хозяйственное ведение или оперативное управление их правопреемников, если они определены, или иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья. Данное положение не подлежит применению, если правопреемники изменивших форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений на свои средства построили или приобрели незаселенные жилые помещения, которые впоследствии и стали предметом спора о приватизации (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1993. №11. С. 13).
Некоторые новшества в этом плане предусмотрел и Указ Президента РФ № 8 от 20 января 1993 г. «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», которым установлено, что состоящий на балансе предприятий федеральной государственной собственности жилищный фонд и обслуживающие его жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные подразделения не могут быть включены в состав приватизируемого имущества предприятия по решению трудового коллектива, а органам местного самоуправления рекомендовано в отношении жилищного фонда и других объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и подразделений, занимающихся их эксплуатацией и обслуживанием приватизируемых муниципальных предприятий, применять аналогичный порядок.
В п. 4 данного Указа также предусматривается, что социальные и культурные объекты, расположенные в границах территории приватизируемого предприятия, но выполняющие функции обслуживания региона, находятся в ведении приватизируемого предприятия и являются общей совместной собственностью этого предприятия и соответствующего органа местного самоуправления.
3. ПРИВАТИЗАЦИЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ
В период с конца 80-х начала 90-х гг. у нанимателей жилых помещений и членов их семей в домах государственного и муниципального жилищного фонда появилась возможность значительно увеличить объем прав по владению, пользованию и распоряжению занимаемыми ими жилыми помещениями. Одной из самых существенных возможностей нанимателей безусловно является приватизация. До перехода к рыночным отношениям в жилищной сфере возможность продажи жилья имели только граждане - «личные собственники». Жилые помещения, которыми граждане пользовались на основании договоров найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда, не могли быть предметом продажи и иных сделок. Проводимая в стране жилищная реформа имеет целью включить эти жилые помещения в рыночный оборот путем передачи их в собственность граждан, т.е. путем приватизации. Приватизация составляет основу при формировании рынка жилья.
По утверждению Э.С. Савас, впервые термин «приватизация» появился в словаре в 1983 г. и в узком смысле означал «превратить в частную, т.е. преобразовать общественную форм» правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную.
В Российском законодательстве приватизация впервые стала предметом правового регулирования в Законе РСФСР «О приватизации государственных предприятий в РСФСР», принятом Верховным Советом РСФСР 3 июля 1991 г. № 1531- 1. «Приватизация жилья» как правовая категория в России появилась на день позже приватизации предприятий», т.е. 4 июля 1991 г., когда Верховный Совет РСФСР принял Закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР».
В России, согласно действующему законодательству, приватизация жилья означает бесплатную передачу жилых помещений из государственной или муниципальной собственности в собственность проживающих в них граждан. В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане, занимающие жилые помещения по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи приобрести жилые помещения в общую собственность (совместную) либо в индивидуальную собственность при отказе других нанимателей от участия в приватизации.
Предпосылкой осуществления приватизации жилья является выяснение вопроса о возможности приватизации конкретного жилого помещения, поскольку законодательство содержит перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации.
При решении вопроса о возможности приватизации определенного жилого помещения необходимо учитывать, что Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда» и др. нормативные акты регламентируют передачу в собственность граждан жилых помещений только в домах государственного и муниципального жилищного фонда (Постановление Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г. «О введении в действие Закона РСФСР» О приватизации жилищного фонда в РСФСР»// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 28. Ст. 959).
Если квартира, в которой проживает гражданин, находится в доме, принадлежащем юридическому лицу на праве собственности, и относится к общественному фонду, то передача такой квартиры в собственность граждан возможна только при наличии решения собственника.
2008-09-16 08:23:33 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 |