Жилищное право РФ
К частному жилищному фонду относятся жилые помещения, которые принадлежат на праве собственности гражданам и юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных предприятий и учреждений). В состав частного жилищного фонда в настоящее время входит и выделявшийся ранее отдельно жилищный фонд общественных объединений.
В состав государственного жилищного фонда входят жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации и субъектам Российской Федерации и при этом находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или учреждений.
В состав муниципального жилищного фонда входят жилые помещения, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, либо находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятий или учреждений.
По второму признаку (в зависимости от использования) П.В. Крашенинников делит жилищный фонд Российской Федерации на три группы: социальный, индивидуальный и коммерческий жилищные фонды.
Жилые помещения, предоставляемые юридическими лицами - органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями либо уполномоченными на то органами для проживания на режиме социального пользования, составляют социальный жилищный фонд.
Жилые помещения, принадлежащие только гражданам и используемые ими для личного проживания и проживания членов их семей, образуют индивидуальный жилищный фонд.
Жилые помещения, используемые собственниками, как юридическими, так и физическими лицами для сдачи по договору найма или аренды жилого помещения с целью извлечения прибыли, можно отнести к коммерческому жилищному фонду.
6.1. Право граждан на получение жилого помещения
Гарантия справедливого распределения жилой площади вошла в основу правового регулирования отношений по обеспечению граждан жилищами и нашла свое выражение и развитие в специальном институте жилищного законодательства, который представляет собой комплекс правовых норм, регулирующих порядок предоставления гражданам жилых помещений в домах муниципального фонда.
В соответствии с этим порядком право (возможность) получения жилища в муниципальном жилищном фонде реализуется в административных органах.
Первое место занимает правоотношение по принятию на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включению их в очередь на получение жилого помещения.
Второе - по предоставлению жилого помещения. Первое создает юридико-фактическую предпосылку для возникновения субъективного права в последующем правоотношении.
Но в случаях, когда закон предусматривает право гражданина на внеочередное получение жилого помещения - правоотношении по предоставлению может возникнуть независимо от состояния на учете.
Различаются объекты и содержание того и другого правоотношения, а также основания его возникновения. В первом - гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий и обратившийся с соответствующими заявлением и документами, вправе требовать от жилищных комитетов принятия его на учет и включения в общую, а при праве на первоочередное получение жилья - в отдельную льготную очередь. При возникновении второго правоотношения у гражданина появляется право требовать предоставления ему жилого помещения.
Для возникновения указанных правоотношений требуются определенные предпосылки, которые называются правосубъектными - нуждаемость гражданина в улучшении жилищных условий и, как правило, постоянное проживание в данном населенном пункте.
Для возникновения права получения жилой площади необходимо состоять на учете; необходимо наступление очереди или наличие условий внеочередного получения жилья и наличие свободного жилого помещения.
Гражданин имеет возможность реализовать право получения жилища путем участия в жилой кооперации, для чего необходимо стать членом кооператива.
Таким образом, правосубъектной предпосылкой является нуждаемость в улучшении жилищных условий (ст. 118 ЖК РСФСР).
Основания, по которым признается эта нуждаемость определяется нормативными актами: ст. 29 ЖК РСФСР и п. 7 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Первое из них - обеспеченность граждан жилплощадью ниже уровня, установленного в республике, либо в локальном нормативном акте краевого, областного, городского значения. Этот уровень находит свое выражение в учетной норме, которую можно считать границей нуждаемости. Причем учетная норма для разных субъектов различна.
2008-09-16 08:23:33 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 |