Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Жилищное право РФ

Следует отметить, что собственники жилых помещений нередко считают, что поскольку они являются собственниками, то могут использовать свое имущество так, как они желают, по своему ничем не ограниченному усмотрению. Такое представление является глубоко ошибочным. Государство в общественных интересах может установить определенные границы использования собственником принадлежащего ему имущества. Что касается жилых помещений, то закон (ст. 288 ГК Российской Федерации) вполне определенно устанавливает, что жилые помещения предназначены для проживания и что гражданин -собственник жилого помещения, может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи, сдавать жилое помещение внаем с условием, что наниматель будет также использовать его для проживания.

Наряду с изложенным правилом, предусматривающим использование жилого помещения только для проживания, закон предоставляет некоторую возможность изменить целевое назначение жилого помещения. Согласно п. 3 ст. 288 ГК Российской Федерации, собственник может разместить в принадлежащем ему жилом помещении предприятие, учреждение, организацию. Однако это возможно при соблюдении важнейшего условия - перевода такого помещения в нежилое, т.е. исключение его из фонда жилых помещений. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определенном жилищным законодательством. Во всяком случае этот факт должен быть отражен в инвентаризационных документах бюро технической инвентаризации.

В Москве для перевода жилых помещений в нежилые требуется согласование с Департаментом муниципального жилья, располагающим банком данных всех квартир (комнат), принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности2. Практический интерес представляет вопрос о допустимости переустройства или перепланировки приватизированной квартиры (или комнаты) ее собственником или нанимателем. К данным отношениям следует применять правовые нормы, относящиеся к найму жилых помещений, в первую очередь, ч.2 ст. 678 ГК РФ, ст. 84 ЖК РСФСР. Они предусматривают, что переустройство, перепланировка жилого помещения и подсобных помещений могут производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускаются с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймодателя и с разрешения органа местного самоуправления. Соответствующее разрешение может быть выдано лишь после положительного заключения соответствующих органов, в том числе пожарной инспекции, инженерной и экономической служб и др., поскольку в результате переустройства и перепланировки может быть нарушена прочность несущих конструкций здания, может произойти ухудшение вентиляции, нарушение требований пожарной безопасности и т.д. В результате проведения переустройства и перепланировки могут быть нарушены интересы других граждан, проживающих в данном доме. В подобных случаях следует обратиться к рассмотренным выше положениям

Закона «Об основах федеральной жилищной политики» и Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которыми установлено, что осуществление права собственности на жилое помещение не должно нарушать прав и охраняемых интересов других лиц.

В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» собственник недвижимости в жилищной сфере имеет право сдавать в наем, аренду, отдавать в залог в целом или по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные и иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.

Обладая жилищем независимо от оснований приобретения и пользования, граждане несут определенные обязанности. По мнению законодателя, наиболее важными жилищными обязанностями являются:

- использование жилых помещений, а также подсобных помещений и оборудования только по назначению, не ущемляя при этом жилищных прав, иных прав и свобод других граждан (ст. 5 и 7 Закона «Об основах федеральной жилищной политики», ст. 10 ЖК РСФСР);

- бережное отношение к жилищному фонду и придомовым территориям (ст. 4 Закона «Об основах федеральной жилищной политики»);

- соблюдение предусмотренных законодательством санитарно-гигиенических, экологических, архитектурно-градостроительных, противопожарных и эксплуатационных требований (ст. 4 Закона «Об основах федеральной жилищной политики»);

- эксплуатационных требований (ст. 4 Закона «Об основах федеральной жилищной политики»);

- своевременная оплата жилья и коммунальных услуг, выплаты в установленные сроки по жилищным кредитам (ст. 4 Закона «Об основах федеральной политики»);

- использование придомовых территорий без ущерба интересам других граждан и общества в соответствии с установленными правилами, соблюдение чистоты и правопорядка в других местах общего пользования (ст. 4 Закона «Об основах федеральной жилищной политики», ч. 1 ст. 142 ЖК РСФСР).

Приступим к анализу пределов и ограничений права пользования жилыми помещениями.

Пределы - общие основания стеснения прав, а ограничения - частные.

Стеснение прав, принадлежащих, каким-либо субъектам, могут быть трех видов:

- законодательные - пределы, установленные федеральными законодательными актами;

- судебные - ограничения, вызванные оспоримостью права на жилое помещение;

- договорные - ограничения, обусловленные соглашениями сторон. Спектр законодательных пределов осуществления права использования жилых помещений достаточно широк и включает в себя общие пределы, относящиеся к любому имуществу; пределы осуществления права, касающиеся недвижимого имущества; пределы, непосредственно обусловливающие права пользователей жилых помещений.

 

2008-09-16 08:23:33 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52                                              
Яндекс.Метрика