История экономических теорий
Предмет и задачи курса [1]
Экономическая наука изучает закономерности реальных экономических систем. Экономическая теория является частью экономической науки. Она формулирует самые глубокие, фундаментальные и устойчивые закономерности экономических систем и старается сделать это наиболее обоснованным образом. В этом смысле экономическую теорию можно назвать логическим концентратом реальных экономических систем.
История экономических теорий изучает закономерности развития самой экономической науки. Первая наука изучает то, что происходит в экономике, а вторая – то, что происходит в экономической науке, и сравнивает это с фактическими изменениями в экономике.
История экономической науки – это наука, взятая как исторический процесс. Предметом истории экономических теории является возникновение, развитие, обоснование и использование экономических знаний в их исторической последовательности с учетом условий, причин и следствий познавательной и практической деятельности всех субъектов. Мы будем обращать особое внимание на то, каковы успехи и недостатки, сильные и слабые стороны различных направлений экономической теории в их исторической последовательности по изучению экономических систем в целом.
Экономическая мысль и экономическая наука развивались в течение продолжительного исторического периода Первые труды в этой области появляются уже в древнем мире. Но в то время не было оснований говорить об экономических теориях. Экономические системы в целом еще не были предметом изучения для древних мыслителей.
Экономическая система в современном ее представлении – это в первую очередь рыночные системы, и поэтому мы будем изучать главным образом процесс формирования и развития теоретического исследования рыночной экономики. Рыночная экономика как система возникает в качестве перспективного уклада в XVI в., который, условно говоря, начинается в 1492 г. Это год открытия Америки Колумбом. Начиная с этого времени появляется целый ряд процессов, которые приводят к формированию рыночной экономики и ее развитию от одного этапа к другому.
Для чего нужно изучение истории экономических учений? История экономических теорий дает дополнительные возможности для лучшего понимания реальной экономической системы – подобно тому, как капитал является окольным средством для увеличения объемов производства материальных благ. Более глубокое понимание существа экономических систем достигается в случае, если мы основательнее разберемся в том, что собой представляют экономические теории в процессе их исторического формирования, а для этого надо обратиться к истории экономических теорий.
По аналогии с графиком производственных возможностей можно представить себе следующим образом взаимосвязь предмета и метода экономической теории в их историческом развитии:
История экономических теорий в этом случае предстает как процесс накопления экономических знаний. Часть сведений может устареть, но полностью не исчезает потенциал, накопленный предыдущими поколениями экономистов-теоретиков. Новые достижения современной экономической науки будут получены быстрее и станут более точными и прочными, если активно используется потенциал предшественников.
Из-за недостатка времени мы не сможем охватить все, что происходило в экономической науке и в экономической теории. Мы будем изучать опорные точки в истории экономической теории, на которые в первую очередь надо обратить внимание:
1. Классическая экономическая теория:
2. Экономическая теория первой половины XIX в.;
3. Марксистская экономическая теория;
4. Маржинализм второй половины XIX в.;
5. Экономические теории XX в.
Наблюдается тенденция: чем ближе к современности, тем более подробно и детально надо вникать в исторический материал. Существует тесная взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Найти и расшифровать эту взаимосвязь, догадаться о ее содержании – именно в этом заключается одна из наиболее важных задач истории экономических теорий.
Можно сформулировать в предварительном порядке несколько общих закономерностей, характерных для всех этапов истории экономических теорий:
1. Экономические теории не возникают случайно, они появляются в зависимости от изменения исторических условии жизни людей, от изменения самой экономики и методов ведения хозяйства.
2. Индивидуальные особенности крупных экономистов оказывают существенное влияние на обоснованность, эволюцию и результаты экономических теории. Следовательно, необходимо обращать внимание на жизнь и деятельность выдающихся экономистов и находить те события, которые помогли им прийти к выдающимся достижениям
3. Экономические теории, как правило, являются результатом исследований большой группы экономистов, объединенных общностью взглядов; они образуют отдельные экономические школы. Каждая школа имеет предшественников, основателей и последователей, но ни одну из них нельзя признать единственно правильной на протяжении всей истории. Каждая имеет свои заслуги, но они относительны. Школы приходят и уходят, но рациональное зерно каждой школы остается для новых поколений. Им на смену приходят новые взгляды, подходы и результаты, т.е. между школами существует исторически последовательная связь: каждая следующая воспринимает результаты предшественников, как правило, полемизируя с ними. Более высокие уровни теоретического исследования становятся возможными при критическом подходе к результатам предшественников. Следовательно, необходимо изучать сочетание двух различных процессов – преемственность и обновление. Прямая полемика двух экономических школ (например, марксистов и маржиналистов по поводу трудовой стоимости), как нам кажется, не дает победы ни той, ни другой стороне, истина может находиться на стыке двух концепций. Не стоит отдавать предпочтение какой-либо одной теории. Так, в результате полемики, возникает тенденция к интеграции экономических теорий и школ.
4. В конечном счете все экономические теории ориентированы на практическое использование в хозяйственной жизни, экономической политике и специальном образовании.
5. Ни одна экономическая теория не является завершенной. Всегда остается что-то недоработанное. Это объясняется не только ограниченностью возможностей индивидуального человеческого разума, но и изменениями в процессе развития самой экономики.
В заключение перечислим вопросы, на которые необходимо обращать свое внимание при изучении истории экономических теорий:
1. Кто является автором новых концепций?
2. Где появились эти концепции: в какой стране, в какой книге?
3. Когда происходили главные события в истории экономических теорий?
4. Что было предложено тем или иным экономистом в качестве нового теоретического достижения?
5. Как было обосновано то или иное положение?
6. Какие исторические условия помогали или мешали развитию экономической теории?
7. Какие цели ставили перед собой выдающиеся экономисты?
[1] От автора. При подготовке «Истории экономических теорий» к публикации мне оказали большую помощь мои коллеги по экономическому факультету НГУ Л.П. Буфогова, Е.А. Вагайцева М.А. Лошкевич, М.В. Лычагин, Г.М. Мкртчян, Н.Г. Шумакова, А.В. Юдин. Выражаю им свою искреннюю благодарность.
2014-04-14 11:50:18 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |