Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Государственное регулирование экономики и кредитно-денежная политика. Ч. 2.

Прогрессивное налогообложение связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство. Регрессивное и пропорциональное налогообложение в большей мере связано с косвенными налогами, такими как акцизные сборы, налоги с продаж, налог на добавленную стоимость.

Доля отдельных видов налогов, участвующих в формировании доходной части бюджета, в разных странах с рыночной экономикой характеризуется следующими усредненными данными: налоги на личные доходы - 40%, налоги на прибыль корпораций - 10%, социальные взносы - 30%, налог на добавленную стоимость - 10%, таможенные пошлины - 5%, прочие налоги и налоговые поступления - 5%.

В России роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная. В связи с относительно низким уровнем жизни большинства населения поступления от налогов на личные доходы невелики; вместо них главное место в доходной части бюджета занимают налоги на прибыль предприятий, таможенные пошлины и акцизы.

Основной объем доходов в бюджеты развитых стран поступает от подоходного налога. Поэтому важно правильно рассчитать и установить оптимальную ставку налога. Если ставки подоходного налога завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается трудовая активность, часть предпринимателей уходит в «теневую» экономику, в итоге государство недобирает средств. Американские эксперты рассчитали, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Обоснованием этому служит так называемая кривая Лаффера - графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок. При ставке налога, равной 0%, поступлений в казну нет, при 100% - тоже нет, так как в легальной экономике никто не работает. При всех остальных значениях налоговой ставки налогоплательщики будут платить налоги, а государство - их получать. При каком-то значении ставки налога (A) сумма поступлений достигнет максимума, при больших величинах (B) объем поступлений будет такой же, как и при меньшем уровне налогообложения (C), так как уменьшатся стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.

Примером действия данной зависимости в российской практике может служить повышение в 1993 г. акцизного налога на водку до 90%, в результате чего производство ликеро-водочных изделий сократилось на 80%, а бюджет недополучил 1 трлн.руб. налогов. Таким образом, вместо увеличения налоговых поступлений получили их недобор. Или другой пример: по данным налоговой полиции РФ более 40% товарно-денежного оборота страны приходится на криминальные структуры, которые вообще не платят налогов. По мнению ряда экономистов, сумма неплатежей была бы значительно ниже при более умеренных налоговых ставках.

Кривая Лаффера

В подоходном налогообложении различают подоходный налог с физических и с юридических лиц. Подоходный налог с физических лиц относится к прямым налогам с прогрессивной ставкой налогообложения. Прогрессия в личном подоходном налогообложении позволяет сглаживать неравенство в доходах, что графически отражается в спрямлении кривой Лоренца, большем приближении ее к прямой линии под углом 45°, соответствующей равномерному распределению доходов между отдельными гражданами и группами населения.

Механизм налогообложения включает, помимо установления основных элементов налога, разработку гибкой системы различных ставок и льгот. Различаются минимальные, максимальные и средние налоговые ставки, они характерны для прогрессивной шкалы налогообложения, например подоходного налога: при увеличении суммы облагаемого налогом дохода увеличивается процент налоговой ставки; при регрессивном налоге имеет место обратный процесс.

Законодательными актами определяется также перечень налоговых льгот. Среди них распространены: установление необлагаемого минимума объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, затрат на НИОКР); освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (например, ветеранов войны); понижение налоговых ставок; вычеты из налоговой базы (налоговые вычеты, уменьшающие налоговую базу); предоставление налоговых кредитов (отсрочек взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину).

Эти льготы выступают важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на экономику. В США насчитывается более 100 налоговых льгот, в Великобритании - около 80.

Манипулирование ставками налогов и налоговыми льготами - обязательный элемент налоговой политики развитых стран. Налоги не только обеспечивают государственные органы финансовыми ресурсами, но и являются важнейшим средством огосударствления национального дохода. Они играют все более важную роль в макроэкономическом регулировании. Манипулируя налогами на прибыль, государство оказывает весьма ощутимое влияние на процессы накопления капитала. Примером может служить налоговый механизм так называемой ускоренной амортизации, при котором государственные финансовые органы разрешают компаниям отчислять в амортизационный фонд суммы, значительно превышающие действительный износ основного капитала. В результате заметно сокращается размер подлежащей обложению прибыли, следовательно, и суммы уплачиваемого налога. Метод ускоренной амортизации является важным стимулом увеличения капиталовложений в корпоративном секторе экономики. Его применение способствует интенсификации научно-технического прогресса, поощрению структурных изменений в экономике, развитию наукоемких отраслей.

Меры налогового регулирования широко используются для стимулирования конкурентоспособности тех или иных отраслей, создания им наиболее благоприятных условий для накопления капитала, а также поощрения социально полезной деятельности корпораций.

Наряду с селективными мерами налогового регулирования государство широко использует налоговый механизм и в целях общего воздействия на хозяйственную конъюнктуру в целом. Для преодоления экономического застоя государство посредством налоговых льгот стимулирует капиталовложения, создает более благоприятные условия для расширения совокупного общественного спроса как на потребительские, так и инвестиционные товары. Примером может служить крупное сокращение налогов в США в начале 80-х годов (рейганомика).

Дискреционная политика государства

Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной (активной) фискальной политики и автоматической (пассивной). Они различаются характером использования прямых и косвенных финансовых методов.

Дискреционная фискальная политика - осуществляемое законодательным органом страны преднамеренное изменение налогов (налоговых ставок) и объема правительственных расходов (расходов на товары и услуги и программ трансфертных платежей) с целью обеспечить производство неинфляционного чистого национального продукта при полной занятости и стимулировать экономический рост. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между финансовыми переменными величинами.

Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции), он действует с мультипликационным эффектом на ВНП. Естественно, при уменьшении государственных затрат сокращается объем ВНП.

Другая зависимость: увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств, в этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы также с мультипликационным эффектом. Но мультипликатор налогов меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, поскольку при уменьшении налогов лишь часть увеличившегося располагаемого дохода идет на потребление, т.е. увеличивает совокупный спрос, а оставшаяся часть идет на сбережения.

Указанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике государства для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика на разных фазах цикла различна. Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП расширяются государственные расходы, снижаются налоги, причем рост расходов сочетается с уменьшением налогов так, чтобы мультипликационный эффект государственных затрат был больше мультипликатора налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

Когда происходит инфляционный рост производства, то правительство проводит политику сдерживания деловой активности - сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. Эти меры сочетаются таким образом, чтобы мультипликационный эффект уменьшения расходов был больше, чем мультипликатор роста налогов. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.

Инструментами дискреционной фискальной политики служат организация общественных работ, изменение трансфертных платежей, манипулирование налоговыми ставками.

При проведении дискреционной фискальной политики возникает множество проблем. К ним можно отнести: наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику; административные задержки; пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение их может стоить парламентариям карьеры).

Политика встроенных стабилизаторов

Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.

Политика встроенных стабилизаторов - автоматическое изменение суммы налоговых поступлений в прямой зависимости от изменений чистого национального продукта без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства. Основные встроенные стабилизаторы - прогрессивная система налогообложения; система пособий по безработице и различных социальных выплат; программы по поддержке малоимущих слоев, субсидии фермерам.

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спада экономики.

Но присущие автоматической фискальной политике встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить их они не в состоянии. Как и дискреционная политика, она не является панацеей от всех бед, хотя играет важную роль в стабилизационных мероприятиях государства. Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционнной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

Из сказанного видно, какое большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. Поэтому одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

Выбор и изменение налоговой системы, установление налоговых ставок, предоставление льгот относятся исключительно к компетенции национальных государственных законодательных и исполнительных органов. Однако правительства различных государств все активнее сотрудничают между собой в области налоговой политики, поскольку НДС, таможенные пошлины, двойное налогообложение оказывают большое воздействие на конкурентоспособность товаров разных стран между собой. Так как налоговые льготы могут сильно снизить издержки производства и обеспечить возможность продажи товара по демпинговым ценам, то международные организации, в частности Всемирная торговая организация, ограничивают налоговые льготы для стимулирования экспорта, что побуждает правительства искать другие пути повышения конкурентоспособности своего экспорта. Такой вид налогов, как импортные таможенные пошлины, широко используется для защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В интеграционных группировках действует тенденция к сближению (гармонизации) национальных налоговых систем. Она наблюдается в ЕС, предполагается и в СНГ.

 

2011-06-27 09:00:54 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Яндекс.Метрика