Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Государственное регулирование экономики и кредитно-денежная политика. Ч. 2.

1.3. Фискальная политика

Фискальная политика государства - политика в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач. Формы ее зависят от поставленных стратегических задач.

Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики - прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

Налоги, их сущность и функции

Налоговая система - свод законодательных актов государства, устанавливающих совокупность существующих налогов, механизмы их исчисления и методы контроля за их взиманием.

Налоги - одна из форм финансовых отношений, осуществляемых в виде платежей, взимаемых государством с юридических и физических лиц с целью их перераспределения для нужд граждан и общества в целом. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, они призваны гасить «сбои» в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поступающая в бюджет государства общая сумма налогов за вычетом социальных выплат населению носит название чистых налогов.

Выделяются следующие элементы налога - субъект налога, носитель налога, объект налога, ставка налога. Субъект налога - лицо, которое по закону обязано платить налог. Носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог. Объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог: доходы, стоимость товара, операции с ценными бумагами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. Во многих странах сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой; в случае налогов на доходы ее можно назвать налогооблагаемым доходом (прибылью). Ставка налога - величина налоговых начислений на единицу объекта налога (в процентах, в твердой величине и др.).

Налоги выполняют важные функции в общей системе государственного регулирования экономики и системе воспроизводства: регулирующую, стимулирующую, социальную, фискальную.

Регулирующая функция налогов - изменяя налоговые ставки, условия налогообложения, вводя льготы и штрафы, органы власти создают условия, которые регулируют экономические процессы - деловую активность, переливание капитала и т.д.

Стимулирующая функция - с помощью налогов государство поощряет экономически процессы, которые необходимы и выгодны обществу, и «душит» налогами деятельность в нежелательных сферах.

Социальная функция - с помощью налогов фактически идет перераспределение через государственный бюджет финансовых средств от налогоплательщиков малообеспеченным и нуждающимся гражданам (пенсионерам, малообеспеченным семьям, инвалидам).

Фискальная функция касается интересов казны: налоги покрывают расходы на содержание государственного аппарата, оборонных и других структур, которые не имеют собственных источников дохода (архивы, библиотеки, музеи). Изначально именно она была основной функцией налогов. В последние десятилетия заметное развитие получили социальная и регулирующая функции.

Принципы и формы налогообложения

На протяжении всей истории человечества ни одно государства не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: «нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Современные принципы налогообложения состоят в следующем:

1) подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства (принцип уплаты по возможностям, или принцип платежеспособности);

2) налогообложение должно быть построено так, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно (принцип дешевизны обложения);

3) налог, который обязан уплачивать отдельный субъект, должен быть точно определен;

4) обязательность уплаты налога: система санкций и штрафов должна делать невыгодным уклонение от уплаты налога;

5) каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить его, чтобы затраты налогоплательщика, связанные со всей процедурой выплаты налога, были минимально возможными (принцип дешевизны уплаты налога);

6) каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства (принцип ограничения бремени налога).

7) объект налога должен иметь защиту от двойного обложения;

8) схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика;

9) налогообложение нельзя делать помехой ни для «внутренней» рациональной организации производства, ни для его «внешней» рациональной ориентации на структуру запросов потребителей;

10) процесс получения налогов надлежит организовать так, чтобы он в наибольшей степени способствовал (через накапливаемые финансовые ресурсы) реализации политики конъюнктуры и занятости.

11) налогообложение призвано влиять на распределение доходов в направлении обеспечения большей справедливости;

12) при определении «налоговой платежеспособности» частных лиц следует требовать предъявления лишь минимума сведений, затрагивающих личную жизнь граждан.

13) важно добиваться того, чтобы комбинация налогов образовывала единую систему, в которой каждый налог имеет свою конкретную цель, система налогов должна быть гибкой и адаптироваться к изменяющимся потребностям общества.

Классификацию налогов можно провести по нескольким основаниям. В зависимости от органа, взимающего налоги, выделяются государственные (центральные) и местные налоги. По использованию - общие и специальные. Общие налоги - налоги, используемые на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов. Специальные налоги - налоги, имеющие целевое назначение (отчисления в пенсионный фонд, дорожные фонды, на социальное страхование).

По характеру взимания налоговых ставок выделяются прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги, а также твердый налог, ставка которого устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода. Прогрессивный налог - такой вид налога, при котором налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода. Регрессивный налог - такой вид налога, при котором налоговая ставка понижается по мере возрастания дохода. Пропорциональный налог - такой вид налога, при котором налоговая ставка остается неизменной независимо от размера дохода.

По объекту обложения выделяются две основные группы налогов: прямые и косвенные. Прямые налоги - это налоги на доходы и имущество (личные и реальные налоги), они взимаются с конкретного физического или юридического лица. К ним относятся: подоходный налог, налог на прибыль фирм, налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу, поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др.

Другой вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота (НДС), акцизы, налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами, таможенные пошлины, государственные фискальные монополии и др. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

 

2011-06-27 09:00:54 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Яндекс.Метрика