Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Государственное регулирование экономики и кредитно-денежная политика. Ч. 2.

3.4. Регулирование межгосударственных экономических отношений

Миграция капиталов

В настоящее время широко развито встречное движение капиталов между странами: каждая из них одновременно выступает в роли и экспортера, и импортера, т.е. происходят так называемые перекрестные перемещения капитала в ссудной и предпринимательской форме между странами, или миграция капитала. Разница между реальными и финансовыми инвестициями и займами, осуществляемыми и предоставляемыми отдельными лицами и фирмами одной страны в других странах мира, и инвестициями и займами отдельных лиц и фирм других стран в данной стране носит название чистого перелива капитала - иными словами, это приток капитала минус вывоз капитала.

Миграция капитала в ссудной форме представляет собой займы и кредиты, банковские депозиты и средства на счетах в других финансовых институтах. Предпринимательский капитал включает прямые и портфельные инвестиции. Прямые инвестиции - это вложения предпринимательского капитала для создания собственного производства или покупки контрольного пакета акций местной компании. Портфельные инвестиции - такие вложения предпринимательского капитала, которые недостаточны для установления контроля.

Для сегодняшней России характерно такое явление, как бегство капитала - перевод капитала из одних стран в другие с целью избежать его экспроприации, высокого налогообложения, инфляции или с целью обеспечить более выгодные условия его инвестирования. Часто капитал «бежит» еще и потому, что имеет незаконное происхождение. По данным платежного баланса России в 1995 г. объем иностранных прямых и портфельных инвестиций в отечественную экономику составил примерно 2,1 млрд. долл., а российских за рубежом - 1,6 млрд. долл. Государство, коммерческие банки и предприятия использовали в 1995 г. 15,2 млрд. долл. иностранных кредитов, а объем используемых российских кредитов составил 21,8 млрд. долл.

Высокий динамизм иностранных инвестиций, превращение их в объект острой международной конкуренции сделали настоятельно важным выработку международных стандартов и правил в этой области.

Первое правило - право входа, или право допуска, чтобы защитить национальные интересы и национальный рынок. Содействие движению иностранных инвестиций провозглашается общим правилом для всех стран, но многие страны в своих законах закрепили определенные отрасли экономики исключительно или предпочтительно за национальным капиталом.

Второе правило - режим иностранного капитала. Он должен быть не менее благоприятным, чем местным инвесторам, включая вопросы, касающиеся защиты прав собственности, предоставления налоговых льгот, порядка переводов заработной платы и личных накоплений.

Третье правило - экспроприация или прекращение контракта. Принимающая сторона может проводить экспроприацию иностранных капиталовложений для общественных целей и с выплатой достаточной, эффективной и быстрой компенсации, если эта экспроприация осуществляется в соответствии с применяемыми правовыми процедурами.

Четвертое правило - урегулирование споров путем переговоров, в исключительных случаях - через суд принимающей стороны.

Широкое привлечение иностранных капиталов и их эффективное функционирование в национальной экономике невозможны без правовых гарантий их неприкосновенности, обеспечения их прав. К кругу вопросов государственного регулирования экономики относятся вопросы предоставления национальных гарантий принимающей страны.

Национальные гарантии иностранного капитала - это гарантии от принудительных изъятий, порядок компенсации и возмещения убытков, порядок разрешения споров, гарантии перевода прибылей. По такой схеме строится национальное законодательство по иностранным инвестициям.

Законодательство по иностранным инвестициям - свод норм и правил функционирования иностранного капитала в принимающей стране - право допуска, режим деятельности.

Между принимающей и экспортирующей капитал странами могут заключаться двусторонние соглашения, способствующие установлению более благоприятного инвестиционного климата и поощряющие сотрудничество с частным сектором. Инвестиционным (предпринимательским) климатом называется ситуация в стране с точки зрения иностранных предпринимателей, вкладывающих в ее экономику свои капиталы, оцениваемая через понятие инвестиционных рисков (социально-политических, финансовых, внешнеторговых, производственных).

Такие соглашения, как правило, включают следующие компоненты: определение понятий, содержащихся в соглашении; порядок допуска инвестиций и инвесторов; указание на стандарт режима (справедливый и недискриминационный, национальный, принцип наиболее благоприятствуемой нации); порядок национализации и компенсации; перевод прибылей и репатриация капитала; порядок урегулирования споров.

В законодательстве предусматриваются и определенные обязанности для иностранных инвесторов: приоритет национальных интересов; отделение бизнеса от государственных структур; соблюдение общецивилизованных ценностей, таких как уважение национального суверенитета, соблюдение национальных законов и национальных интересов в конкретных экономических, финансовых и социальных вопросах, приверженность экономическим целям и задачам развития, уважение прав человека и фундаментальных свобод, невмешательство во внутренние дела принимающих стран, конкретные обязательства в отношении раскрытия информации о своей деятельности; соблюдение морально-нравственных и этических норм ведения бизнеса.

В настоящее время Россия активно ввозит ссудный капитал и слабо -предпринимательский. Вывоз капитала из страны осуществляется преимущественно для организации товаро- и услугопроводящей сети. Одновременно для России характерны широкие масштабы бегства капиталов.

 

2011-06-27 09:00:54 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Яндекс.Метрика