Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Государственное регулирование экономики и кредитно-денежная политика. Ч. 2.

Таможенные тарифы

Классическим видом торгового протекционизма являются импортные пошлины. Пошлина - государственный налог, которым облагается товар, пропускаемый через таможенную границу данной страны. Цели взимания пошлин - фискальные (с товаров, не мешающих национальному производству, например кофе, какао для Западной Европы), протекционистские (на промышленные товары), запретительные. Первоначально они носили преимущественно фискальный характер, сейчас фискальный характер сокращается, но все же пошлины остаются важным видом доходов государственного бюджета. Защитная (протекционистская) пошлина - это пошлина, установленная с целью защитить внутренних производителей товара от конкуренции иностранных производителей. По объекту взимания выделяются ввозные, вывозные и транзитные пошлины. Существуют также гербовые и статистические сборы. По способу взимания различаются специфические пошлины - с единицы объема, веса, иногда со штуки товара, а также пошлины с цены (ad valorem), которая рассчитывается в процентах от цены товара.

В зависимости от обстоятельств применения пошлины на один и тот же товар могут быть различными: общие пошлины обычно имеют максимальную величину. Минимальные пошлины применяются к поставкам товаров из тех стран, с которыми страна-импортер имеет особые соглашения. Конвенционные (договорные) пошлины применяются в торговле между странами, которые имеют соглашение о применении принципа наиболее благоприятствуемой нации. Принцип наибольшего благоприятствования в торговле - статья в торговом соглашении одной страны с другой, предусматривающая, что импорт другой страны в первую будет облагаться более низкими пошлинами, чем импорт любой третьей страны. Преференциальные пошлины (особо льготные) применяются в отношении товаров из развивающихся стран. Также могут быть дифференциальные, антидемпинговые, карательные пошлины, импортные налоги, акцизы.

Перечень облагаемых пошлинами товаров, беспошлинных товаров, товаров, запрещенных к ввозу, вывозу или транзиту, а также ставок таможенных пошлин носит название таможенного тарифа.

Введение таможенных тарифов влияет прежде всего на потребителей импортируемых товаров, которые вынуждены платить большую сумму денег за их приобретение или покупать такие товары в меньшем количестве. Практика показывает, что после введения таможенных тарифов растут цены не только на импортные, но и на аналогичные отечественные товары. Все это вместе приводит к снижению потребительского излишка (ренты потребителя) для населения данной страны.

Необходимо иметь в виду, что отечественные производители первоначально выигрывают от ввода тарифов, так как покупатели вынуждены обратиться к их товарам. Но, как правило, этот выигрыш не перекрывает потери потребителей, поскольку они поставлены теперь перед необходимостью покупать и отечественные, и импортные товары по более высоким ценам.

Протекционизм следует рассматривать как сложное явление современных международных экономических отношений. Так, если тарифы незначительно ограничивают импорт, то они приносят доход государству, который можно направить на социальные программы, снижение налогов и т.д. Особенно это относится к молодым государствам, которые используют тарифную защиту как один из источников государственных доходов. От ? до 3/5 государственного бюджета стран с низким уровнем национального дохода обеспечивается в настоящее время за счет таможенных пошлин. Политика протекционизма во многих странах направлена для поддержки новых отраслей, создания дополнительных рабочих мест, защиты национальной безопасности и национального престижа.

Однако следует заметить, что протекционизм в целом приводит к замедлению научно-технического прогресса, так как у производителей снижаются побудительные мотивы поиска новых технологий, ведущих к снижению издержек производства.

В настоящее время наметилась устойчивая тенденция к снижению общего уровня таможенных тарифов в разных странах. Она стала возможной благодаря деятельности ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) - международной организации, действующей на базе межправительственного соглашения и регламентирующей торговую и тарифную политику стран-участниц этого соглашения. В 1947 г. 23 страны подписали Генеральное соглашение по тарифам и торговле, основанное на трех кардинальных принципах:

1) равный, недискриминационный режим для всех стран-участниц;

2) снижение пошлин путем проведения многосторонних переговоров;

3) устранение импортных квот.

По существу, ГАТТ есть не что иное как форум для ведения переговоров по тарифным барьерам на многосторонней основе. В настоящее время в ГАТТ входят более 100 стран и ясно, что эта организация стала важным фактором в либерализации торговли. В последнее время в сферу ее деятельности включены и вопросы торговли услугами (банковские, страховые, транспортные операции, вопросы режима инвестиций и защиты интеллектуальной собственности и др.).

Нетарифные формы регулирования экспорта и импорта

Если прежде протекционизм опирался в основном на тарифно-таможенную систему, то после Второй мировой войны значительно увеличилось значение нетарифных барьеров, количество которых постоянно растет и насчитывает в настоящее время около 50 различных видов. Нетарифные ограничения - система административных и экономических (финансовых, кредитных и иных) мер, применяемых государствами в целях регулирования ввоза и вывоза. Виды нетарифных ограничений - количественные ограничения ввоза, лицензирование (разрешительный порядок), установление минимальных цен, импортные сборы, национальные налоговые системы, национальные стандарты, таможенные и административные импортные формальности и пр.

Наибольшее распространение в последние годы получил такой вид нетарифного ограничения, как импортные квоты - количественные (стоимостные или натуральные) способы ограничения ввоза определенных товаров в страну. Государство при этом выдает ограниченное количество лицензий на импорт и запрещает нелицензированный ввоз. Если размер импортной квоты меньше, чем спрос на внутреннем рынке, то она не только уменьшает объем импорта, но и приводит к превышению внутренних цен над мировыми, по которым обладатели лицензий закупают товары за границей. В этом смысле лицензирование импорта аналогично тарифным ограничениям.

Среди причин широкого использования импортных квот называют жесткую иностранную конкуренцию, а также потребности правительства в большей гибкости и власти при осуществлении экономической политики, особенно в тех условиях, когда оно не может самостоятельно повышать тарифы, которые регламентируются международными торговыми соглашениями.

Государственный протекционизм может касаться как импорта, так и экспорта, причем в отношении экспорта чаще используется политика субсидирования - государственное покрытие части издержек производства экспортируемой продукции. Прямое субсидирование подразумевает доплату со стороны государства экспортеру определенной денежной суммы для продажи товаров по более низким ценам за рубежом. Косвенное субсидирование - это, например, перевод вырученной валюты в национальную по более высокому курсу, снижение налоговых ставок при увеличении объема экспорта, возврат уплаченных пошлин (условно-беспошлинный вывоз), финансирование государством экспортных отраслей, предоставление низкопроцентных займов экспортерам или их иностранным клиентам, организация рекламы и др. Государство использует также такой инструмент, как экспортное кредитование и страхование экспортных кредитов - это возвратные формы финансирования экспорта в отличие от субсидирования, которое является невозвратной формой финансирования экспорта.

Лицензионная система - одна из форм государственного контроля над экспортом и импортом товаров, подразумевающая выдачу специального документа на проведение внешнеторговой сделки, т.е. это разрешение на пропуск перечисленных в нем товаров через государственную границу. Внешнеторговая лицензия - документ на право ввоза или вывоза товара, выдаваемый импортеру или экспортеру государственным органом в стране, где существует лицензионная система. Виды внешнеторговых лицензий - это открытая генеральная лицензия, индивидуальная лицензия. Открытая генеральная лицензия - опубликованное в печати разрешение соответствующего государственного органа на ввоз и вывоз товара на определенный срок. Индивидуальная лицензия - лицензия, выдаваемая конкретному экспортеру (импортеру) на экспорт (импорт) определенного количества или стоимости каждого в отдельности товара.

Существует практика так называемых «добровольных ограничений экспорта». Это установление определенного контингента экспортируемых товаров, вводится по требованию импортера.

В области ограничения импорта большое значение имеют валютные ограничения. Если импортер не может свободно менять валюту, то он не может покупать товары в этой валюте.

Заметное место среди направлений государственного регулирования занимает демпинг - т.е. продажа товара в другой стране по ценам значительно ниже среднерыночного уровня в своей стране, иногда ниже себестоимости, в целях вытеснения конкурентов. Существует разбойничий демпинг, или временное установление низких цен, которые могут быть восстановлены после вытеснения конкурента с данного рынка. Постоянный демпинг может продолжаться неограниченное время.

В свою очередь страны, против которых направлен демпинг, принимают ответные меры - антидемпинговые законы. Они, в частности, предусматривают установление дополнительной антидемпинговой пошлины, которой облагаются товары, экспортируемые по ценам ниже нормальных цен мирового рынка или внутренних цен импортирующей страны, а также устанавливают порядок определения факта применения демпинга и ущерба от него, порядок возмещения потерь.

Одной из форм нетарифных ограничений могут служить национальные системы стандартизации и сертификации продукции. Они подразумевает, что любой импортируемый в страну товар должен отвечать требованиям национальных стандартов, особенно в отношении безопасности для жизни и здоровья потребителя и охраны окружающей среды. Такие товары обязательно должны быть сертифицированы, т.е. их безопасность и экологичность должны быть подтверждены результатами испытаний в зарегистрированных независимых от производителей и потребителей сертификационных центрах и лабораториях. Без сертификата соответствия не разрешается ввоз в страну товаров, подлежащих обязательной сертификации. Перечень таких товаров устанавливается государственными органами. Такая политика побуждает производителей товаров совершенствовать технологический уровень своего производства, чтобы производимая ими продукция отвечала требованиям стандартов страны-импортера. Существует целый ряд международных стандартов, унифицирующих прежде всего требования к безопасности и экологичности продукции. И та продукция, параметры которой не удовлетворяют требованиям этих стандартов, не находит сбыта на мировом рынке. Таких международных нормативных документов много в области атомной энергетики, электротехники, электроники, авиации, предметов потребления, особенно продуктов питания и товаров для детей, а также в области охраны окружающей среды.

В Советском Союзе и социалистических странах таможенная политика была заменена на государственную монополию внешней торговли. Государственная монополия во внешнеэкономической деятельности - исключительное право государства на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности. Это один из принципов организации внешнеэкономической деятельности социалистических стран, базирующийся на государственной собственности на средства производства и на плановом ведении народного хозяйства. Она означает, что государство осуществляет непосредственное руководство внешней торговлей страны через специальные уполномоченные им органы, планирует внешнюю торговлю, проводит валютное регулирование экспортных и импортных операций, устанавливает порядок совершения таких операций и контроль за соблюдением этого порядка всеми участниками внешнеэкономической деятельности. В результате многолетнего следования этому принципу так и не произошло органического включения экономик этих стран в мировую хозяйственную систему, а производимые ими товары в значительной мере потеряли свою конкурентоспособность. После отказа от социалистических принципов хозяйствования во внутренней жизни странам Восточной Европы пришлось отказаться и от монополии внешней торговли.

Национальные налоговые системы также можно рассматривать как нетарифные формы регулирования внешней торговли. Государства могут устанавливать дополнительные налоги при использовании импортного сырья (чтобы поощрить использование собственного), снижать налоги при расширении экспорта.

 

2011-06-27 09:00:54 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Яндекс.Метрика