Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Государственное регулирование экономики и кредитно-денежная политика. Ч. 1.

2.8. Особенности современной кредитно-денежной политики России

Российская денежная политика имеет небольшой период своего существования и груз предшествовавшего ей директивного планирования денежного обращения с четко действующими механизмами его реализации в лице системы Центробанка СССР. Сложности ее становления связаны с неразвитостью институциональных структур денежного рынка и сферы кредитно-денежных отношений в целом: банков и финансовых организаций, рынка ценных бумаг, рынка капиталов, разнообразных средств платежа, а также глубочайшим денежным кризисом, который развивается на фоне стихийных преобразований экономики и политических потрясений. Кроме того, сохраняется традиционная подчиненность денежно-кредитного механизма общегосударственным установкам экономического курса вразрез с объективными требованиями реального хода экономических процессов и денежного обращения в целом.

Противоречия денежной политики - несоответствие между рестрикционной направленностью ее и установками правительства на укрепление банковской системы, между либерализацией денежных отношений и административным режимом обеспечения финансирования государственного долга.

За период с 1991 г. банковская система страны претерпела глубокие преобразования, связанные с созданием двухуровневой банковской системы, быстрым ростом числа коммерческих банков, формированием рынка кредитных ресурсов и ценных бумаг, внутреннего валютного рынка и переходом к использованию рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования, которые постепенно замещают прямой административный контроль над движением финансовых средств. В то же время демонополизация банковской системы осуществлялась без достаточно проработанной законодательной, нормативной и организационной базы, что послужило одним из факторов появления проблемы расчетов между хозяйствующими субъектами, неэффективности кредитной политики.

Проблема расчетов проявилась в развитии псевдоденежных отношений, появлении денежных суррогатов. Псевдоденежные отношения - межхозяйственные неплатежи, задолженность регионов федеральному бюджету, внебанковская эмиссия платежных средств в виде разного рода векселей и долговых обязательств. Денежные суррогаты - незаконные средства платежа, выпускаемые отдельными регионами в условиях нехватки наличных денег для проведения взаиморасчетов между предприятиями и с населением. В 1991-1994 гг. наблюдалась инфляционная спираль заработной платы и цен - кумулятивный процесс повышения заработной платы и цен, «подкармливающих» друг друга.

Денежная политика в переходный период была подчинена одной цели - ограничению денежной эмиссии и совокупного спроса. Для этого широко применялись рестрикционные меры (высокая ставка процента, увеличение нормы обязательных резервов). Однако продажа государственных ценных бумаг не могла принести таких же результатов, как в странах с устоявшейся рыночной экономикой по причине неразвитости вторичного рынка ценных бумаг и фондового рынка вообще. Активно используются административные рычаги, например, введение фиксированных границ валютного курса. Это привело к потере присущей банковской системе способности обеспечивать потребности хозяйствующих субъектов в заемных средствах и осуществлять своевременные расчеты. Практически парализована склонность экономических субъектов к денежным накоплениям и созданию резервов. Коммерческие банки переключились с кредитных операций на операции с ценными бумагами и валютой, обеспечивающие спекулятивную прибыль.

В 1994 - 1996 гг. проводимая политика основывалась на соблюдении целевых ориентиров, устанавливаемых в ежегодно разрабатываемой Денежной программе: предельных величин роста денежной массы, объемов международных резервов, внутренних активов Центробанка РФ. Это позволило замедлить темпы инфляции в 1995 и 1996 гг. Но это произошло, по мнению специалистов, в основном не из-за ограничения эмиссии, а в силу сужения платежеспособного спроса деформирующегося сектора реальной экономики и емкости внутреннего рынка. Реакцией микроэкономики на рестрикционные меры денежной политики стало интенсивное развитие «теневого» денежного оборота, который по экспертным оценкам составляет около 50%.

В Программе правительства Российской Федерации по реформированию российской экономики на 1997 - 2000 г.г. в качестве цели кредитно-денежной политики определены: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; создание условий для удовлетворения потребности экономики в кредитных ресурсах на основе рыночных механизмов, а также укрепление банковской системы. Она должна проводиться таким образом, чтобы не допустить повышения уровня инфляции. Предусмотрена возможность перехода от количественных ограничений темпа роста предложения денег к преимущественному использованию качественных параметров (процентных ставок или валютного курса).

Принципы кредитно-денежной политики, направленной на экономическую стабилизацию, должны обеспечивать следующую схему: «накопление капитала - расширение спроса - рост производства и занятости - рост бюджетных доходов - сокращение бюджетного дефицита - снижение инфляции».

Направления кредитно-денежной политики - совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков, исключение кредитов Центрального банка из круга источников финансирования дефицита государственного бюджета; предоставление кредитов коммерческим банкам только через рыночные механизмы (кредитные аукционы, ломбардные кредиты, операции РЕПО); повышение эффективности других инструментов кредитно-денежного регулирования (обязательных резервов). Она должна быть взаимоувязана с целями и направлениями валютной политики, в том числе валютного контроля.

Среди задач развития банковской системы России следует отметить повышение скорости и надежности системы расчетов в народном хозяйстве; сокращение доли наличного оборота путем повышения эффективности безналичных расчетов; формирование и контроль за деятельностью системы сберегательных банков, работающих со вкладами населения; повышение устойчивости и совершенствование структуры банковской системы; приближение экономических нормативов и требований Центробанка к международной системе бухгалтерского учета и отчетности.

Меры по развитию рынка государственных ценных бумаг предусматривают расширение круга инвесторов, организацию полномасштабной внебиржевой торговли государственными ценными бумагами, улучшение системы депозитарного обслуживания.

 

2011-06-13 09:00:00 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика