Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Государственное регулирование экономики и кредитно-денежная политика. Ч. 1.

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Рынок и государство

Сущность макроэкономического регулирования

Для нормального функционирования любой экономической системы важна роль государства. Оно на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны и т.п. выполняло определенные функции в сфере экономики. Достаточно указать на организацию денежного обращения, сбор налогов и т.д. В современных условиях любая развитая рыночная экономика является по сути экономикой смешанной, т.е. состоящей из частного и государственного секторов, взаимно дополняющих друг друга.

Объектом управления являются «три кита», на которых держится вся рыночная макроэкономика: совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство. Все они внутренне взаимосвязаны друг с другом, причем между ними существуют и определенные объемные соотношения. Необходимость поддержания соответствия объемов и структуры совокупных величин спроса, предложения и производства составляет основу объективного экономического закона пропорционального развития макроэкономики. При нарушении таких соотношений возникает макроэкономическое неравновесие, которое выражается в структурных кризисах, экономических кризисах перепроизводства, массовой безработице, инфляции.

Анализ совокупного спроса и совокупного предожения

Рассмотрим обобщенную модель макроэкономики с помощью графического анализа кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Под совокупным предложением понимают все товары и услуги, которые производит экономика, или реальный объем производства при каждом возможном уровне цен. На графике она представлена кривой AS. Соответственно совокупный спрос - это тот объем товаров и услуг, который потребители, предприниматели и правительство планируют приобрести при любом возможном уровне цен. На графике кривая совокупного спроса представлена линией AD.

Классическая школа утверждает, что вся кривая совокупного предложения является вертикальной, т.е. экономика работает на полную мощность при полной занятости материальных и людских ресурсов. За короткий срок при этих условиях невозможно достичь увеличения объема производства, поэтому реакцией на увеличение совокупного спроса будет рост цен (AD1 - AD2, точки P1 и P2).

Кейнсианская школа утверждает, что кривая совокупного предложения -горизонтальная либо восходящая, что соответствует состоянию недоиспользования трудовых и производственных ресурсов. Повышение спроса здесь ведет к увеличению объема производства и предложения товаров без влияния на цены (AD3 - AD4, точки Q1 и Q2).

Промежуточный отрезок кривой AS предполагает ситуацию, когда при повышении совокупного спроса растет и объем ВНП и незначительно - цены.

Анализ этой модели имеет большое практическое значение. Так, принятая в России программа экономических реформ, основанная на сдерживании совокупного предложения в целях подавления инфляции, не соответствовала условиям полной занятости, что привело не к снижению цен, а к сокращению объемов производства. Значит, надо было ориентировать экономический курс на стимулирование совокупного спроса.

Для постоянного поддержания общей сбалансированности народного хозяйства нужен какой-то регулятор всей макроэкономики. Часто его называют хозяйственным механизмом.

Макроэкономический регулятор - общественный способ организации и регулирования национального хозяйства (рыночный, государственный и смешанный).

Функции макроэкономического регулятора - объединение всего хозяйства нации в единую систему; определение направлений производственной деятельности всех низовых звеньев экономики; распределение труда и средств производства по отраслям и видам производства в соответствии с общественными потребностями; стимулирование высокоэффективного хозяйствования.

Под эффективностью хозяйствования понимается соотношение между получаемыми результатами хозяйствования и издержками этого хозяйствования; обеспечение нормального функционирования экономики с наименьшими издержками. Эффективность хозяйствования наряду с социальной справедливостью и стабильностью экономического роста составляет макроэкономические цели функционирования макроэкономического регулятора. Под экономическим ростом здесь понимается способность производить больший объем продукции (на графике выражается в смещении кривой производственных возможностей вправо), что является результатом увеличения предложения ресурсов и технического прогресса.

Теории регулирования

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Поэтому неудивительно, что на смену меркантилизму в конце XVIII в. пришли идеи экономического либерализма, негативно оценивавшие государственное вмешательство в экономику.

Эти идеи обосновал А.Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов». Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес - стремление к прибыли. Он считал, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. Лучший вариант для государства - придерживаться «laissez faire - laisser passer» - т.е. принципа нейтральности государства. Оно должно воздерживаться от влияния на экономические субъекты, действующие в условиях конкуренции, и стараться свести к минимуму негативные результаты своей собственной деятельности.

Классическая модель либеральной рыночной экономики, предложенная А. Смитом и развитая его последователями, - безраздельное господство частной собственности и свободной, «совершенной» конкуренции; распределение богатства должно учитывать неравенство способностей людей и величину вклада каждого в производство, стимулировать увеличение производства и рост его эффективности (обеспечение максимума прибыли). Неравенство в распределении доходов в условиях свободной конкуренции является естественным, именно отсутствие его может подорвать рыночную систему. Это неравенство графически изображается с помощью кривой Лоренца - кривой, показывающей распределение доходов по группам населения. Кривая Лоренца характеризует степень реально достигнутого неравенства в распределении дохода среди семей: 40% семей получают 20% доходов, 60% семей - 40% доходов и т.д.

А.Смит не ответил на один важный вопрос - как обеспечивается равенство объемов спроса и предложения в масштабе страны. Эту проблему попытался разрешить французский экономист Ж.Б. Сэй, предложив свой «закон рынка» - предложение само создает спрос. Но этот макроэкономический принцип не нашел подтверждения в условиях денежного обращения, он верен только для бартерной торговли.

 

2011-06-13 09:00:00 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика