Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Элементы мирового бизнеса. Формирование и развитие Европейского сообщества

3. НАТО: ОТ ОБРАЗОВАНИЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ

ОБРАЗОВАНИЕ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОЮЗА

«Столкнувшись с насущной необходимостью экономического восстановления в период 1945 - 1949 гг., западноевропейские страны и их североамериканские союзники с беспокойством следили за экспансионистскими устремлениями и методами СССР. Выполнив взятые на себя во время войны обязательства по сокращению масштабов своего военно-промышленного комплекса и проведению демобилизации, западные государства проявляли все большую тревогу по мере того, как становилось ясно, что советское руководство собирается поддерживать численность собственных вооруженных сил на уровне военного времени. Более того, благодаря ознакомлению с идеологическими целями КПСС стало очевидно, что одними призывами к соблюдению Устава ООН и международных договоренностей, достигнутых в конце войны, не удастся гарантировать национального суверенитета и независимости демократических государств. Введение недемократических форм правления и подавление активной оппозиции, попрание основных прав человека, гражданских прав и свобод во многих странах Центральной и Восточной Европы, а также в других регионах мира, вызвали новые опасения.

Целый ряд тревожных политических событий в 1947 - 1949 гг. еще больше обострил обстановку. К ним относятся прямые угрозы суверенитету Норвегии, Греции, Турции и других западноевропейских стран, переворот 1948 г. в Чехословакии и незаконная блокада Берлина, начавшаяся в апреле того же года.

Подписанием в марте 1948 г. Брюссельского договора пять западноевропейских стран - Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Соединенное Королевство и Франция - решительно продемонстрировали свое намерение создать общую систему обороны и укрепить свои связи таким образом, чтобы иметь возможность противостоять идеологической, политической и военной угрозе своей безопасности.

Затем последовали переговоры с Соединенными Штатами и Канадой по вопросу о создании Североатлантического союза, основанного на гарантиях безопасности и взаимных обязательствах между Европой и Северной Америкой. Государства, подписавшие Брюссельский договор, предложили Дании, Исландии, Италии, Норвегии и Португалии стать участниками этого процесса. Переговоры завершились подписанием в апреле 1949 г. Вашингтонского договора, вводящего в действие систему общей безопасности, основанной на партнерстве указанных 12 стран. В 1952 г. к этому договору присоединились Греция и Турция. Федеративная Республика Германия вступила в Североатлантический союз в 1955 г., а в 1982 г. членом НАТО стала и Испания» [8].

Таким образом, Североатлантический союз был создан на основе договора между странами-членами, каждая из которых вошла в его состав по собственной воле в результате публичного обсуждения и надлежащего парламентского процесса. Договор утверждает индивидуальные права и международные обязательства стран-членов в соответствии с Уставом ООН, обязывает каждую из них взять на себя долю риска и ответственности за коллективную безопасность. Договор также требует от стран-членов отказа от принятия на себя любых противоречащих ему международных обязательств.

ПОЛИТИКА НАТО в 90-х годах ХХ века

Падение Берлинской стены в ноябре 1989 г., объединение Германии в октябре 1990 г., распад Советского Союза в декабре 1991 г. и кардинальные перемены во всей Центральной и Восточной Европе привели к завершению эпохи «холодной войны». В новой политической ситуации требования, предъявляемые Североатлантическим союзом к безопасности, коренным образом изменились. Однако дальнейшее развитие событий доказало, что по-прежнему существует угроза миру и стабильности.

Следуя решениям, принятым главами государств и правительств стран НАТО на встречах на высшем уровне в Лондоне (июль 1990 г.), Риме (ноябрь 1991 г.) и Брюсселе (январь 1994 г.), Североатлантический союз привел свою общую стратегию в соответствие с изменившейся стратегической и политической обстановкой. При этом основное внимание уделялось необходимости укрепления политической роли Североатлантического союза и тому вкладу, который он в сотрудничестве с другими институтами может внести в обеспечение безопасности и стабильности, поскольку от них зависит будущее Европы.

В Стратегической концепции, принятой главами государств и правительств в 1991 г. в Риме, в общих чертах определяется широкий подход к безопасности. Данная концепция объединяет в единое целое элементы политики НАТО в области безопасности, утверждая при этом сотрудничество с новыми партнерами в Центральной и Восточной Европе. Концепция предусматривает уменьшение зависимости от ядерного оружия и внесение изменений в объединенные вооруженные силы НАТО, включая их значительное сокращение и снижение требований к их боеготовности, улучшение их мобильности, гибкости и способности действовать в различных непредвиденных обстоятельствах, а также более широкое использование многонациональных формирований. Кроме того, были приняты меры по усовершенствованию структуры военного командования НАТО и процедур военного планирования Североатлантического союза для безопасности Европы, по преодолению кризисов и поддержанию мира в целом.

На Римской встрече на высшем уровне главы государств и правительств стран НАТО также приняли важную Декларацию о мире и сотрудничестве. В этой Декларации ставятся задачи и дается краткая характеристика политики НАТО по отношению к общей институциональной структуре будущей системы безопасности в Европе, а также к нарождающемуся партнерству и сотрудничеству со странами Центральной и Восточной Европы.

В Декларации подчеркивается, что Североатлантический союз поддерживает меры по проведению реформ в странах Центральной и Восточной Европы и предлагает практическую помощь для успешного завершения этого трудного переходного периода. В ней содержится приглашение этим странам принять участие в соответствующих форумах Североатлантического союза и выражается готовность предоставить практический опыт и знания в политической, военной, экономической и научной областях в форме консультаций и сотрудничества. Для наблюдения за будущим развитием этого партнерства был создан Совет североатлантического сотрудничества (ССАС). Кроме того, в Римской декларации анализировался достигнутый прогресс и конкретные возможности в области контроля над вооружениями, а также подчёркивалась приверженность Североатлантического союза глобальному подходу к безопасности.

Следует особо отметить три сферы деятельности НАТО, а именно: институциональную политическую структуру, созданную для развития отношений между НАТО и ее партнерами в Центральной и Восточной Европе, развитые связи в области обороны и других областях военной деятельности и роль НАТО в преодолении кризисов и поддержании мира.

Во-первых, наиболее заметным событием стала учредительная сессия Совета североатлантического сотрудничества, состоявшаяся 20 декабря 1991 г., с участием министров иностранных дел или представителей стран НАТО и шести стран Центральной и Восточной Европы, а также трех Балтийских государств. Роль ССАС заключается в том, чтобы на всех уровнях содействовать развитию сотрудничества между странами-участницами по вопросам безопасности и связанным с нею проблемам, осуществлять контроль за налаживанием более тесных официальных и неформальных связей между ними. В марте 1992 г. участниками этого процесса стали 11 государств на территории бывшего Советского Союза, образовавших Содружество Независимых Государств (СНГ). В апреле 1992 г. к этому процессу присоединилась Грузия, а в июне того же года - Албания. К 1993 г. в ССАС насчитывалось 22 партнера по сотрудничеству. Сотрудничество в рамках ССАС осуществлялось на основе Рабочих планов, первоначально составлявшихся сроком на один год, а, начиная с 1995 г., - на двухлетний период.

Впоследствии консультации и сотрудничество в рамках ССАС охватывали широкий круг тем, но основное внимание уделялось вопросам политики и безопасности, поддержанию мира, теоретическим подходам к контролю над вооружениями и разоружению, вопросам военного характера, демократическим концепциям отношений между гражданскими и военными институтами, переходу оборонной промышленности на производство невоенной продукции, военным расходам и бюджетам, вопросам сотрудничества в области науки и охраны окружающей среды, относящимся к оборонной деятельности, распространению информации о НАТО в странах-партнерах, консультациям по вопросам определения политики и управлению движением гражданского и военного воздушного транспорта.

Во-вторых, министры обороны стран НАТО впервые встретились с партнерами 1 апреля 1992 г. с целью поиска путей углубления диалога по вопросам, находящимся в пределах их компетенции, и оказания содействия взаимному сотрудничеству в решении общих задач. Военный комитет впервые провел заседание с участием партнеров по сотрудничеству 10 апреля 1992 г. Оба этих форума теперь проводятся на регулярной основе. Одновременно развиваются двусторонние контакты и сотрудничество между министерствами обороны и на военном уровне.

И, в-третьих, все большее внимание привлекает к себе роль НАТО в области разрешения кризисов и миротворчества, особенно ярко проявилась поддержка этой организацией миротворческой деятельности ООН в бывшей Югославии.

В январе 1994 г. в Брюсселе состоялась очередная встреча глав государств и правительств стран НАТО. Руководители Североатлантического союза вновь подтвердили проверенную временем обоснованность и необходимость этой организации, а также свою приверженность прочному трансатлантическому партнерству между Северной Америкой и Европой, разрабатывающей Общую внешнюю политику в области безопасности, а также принимающей на себя гораздо большую ответственность в вопросах обороны. Кроме того, руководители Североатлантического союза еще раз подчеркнули постоянство его основных функций и безоговорочно поддержали развитие особого характера европейской безопасности и обороны.

Был также принят ряд дополнительных далеко идущих решений. К ним относятся: одобрение Концепции совместных объединенных оперативно-тактических групп, подтверждение открытости союза для вступления в него других европейских стран, выдвижение инициативы «Партнерство во имя мира» (ПИМ), борьба за укрепление безопасности в Средиземноморье.

На своей встрече в Стамбуле в июне 1994 г., а затем и на заседании Североатлантического совета в Брюсселе 1 декабря 1994 г. министры иностранных дел стран НАТО отметили прогресс, достигнутый в выполнении решений, принятых на встрече на высшем уровне в январе 1994 г. по поводу программы «Партнерство во имя мира».

Министры обсудили важную роль, которую продолжает играть НАТО в укреплении стабильности и безопасности в Европе, подчеркнув при этом, что Североатлантический союз всегда представлял собой политическое сообщество наций, призванное способствовать утверждению общих ценностей и защите общих интересов. Вместе с оборонительным потенциалом Североатлантического союза это создает фундамент, позволяющий ему вносить свой вклад в повышение стабильности и развитие сотрудничества в Европе в целом. Прочное трансатлантическое партнерство и сохранение присутствия вооруженных сил США в Европе имеют огромное значение не только для гарантии выполнения основных функций Североатлантического союза, но и для создания возможностей его эффективного содействия европейской безопасности. Страны-члены НАТО считают своим долгом продолжение процесса адаптации Североатлантического союза в условиях комплексного подхода к обеспечению политической, военной и экономической стабильности во всех европейских странах. Министры иностранных дел государств-членов НАТО подчеркнули, что на основе доверия и гласности продолжат практику проведения консультаций по проблемам развития европейской структуры безопасности со всеми своими партнерами.

Также был обсужден вопрос о возможном расширении НАТО и заявлено, что расширение Североатлантического союза на практике станет частью широкой структуры европейской безопасности, основанной на подлинном сотрудничестве всех европейских стран. Подобный рост числа членов Североатлантического союза не только не создаст угрозы ни одной из стран, но и приведет к повышению стабильности и укреплению безопасности Европы в целом. Он дополнит параллельный процесс расширения Европейского союза, который со своей стороны вносит значительный вклад в утверждение безопасности и стабильности в новых демократических странах на Востоке.

Министры иностранных дел объявили о своем решении начать процесс изучения Североатлантического союза изнутри, с тем чтобы определить пути расширения НАТО, принципы, на которых оно будет осуществляться, и последствия увеличения числа членов этой организации. Министры поручили сессии Североатлантического совета с помощью консультаций военного руководства НАТО начать проведение интенсивного исследования, предусматривающего, помимо всего прочего, выяснение вопроса о том, какой конкретный вклад может внести в расширение Североатлантического союза программа «Партнерство во имя мира».

На своей встрече в декабре 1994 г. министры обороны стран НАТО призвали постоянных представителей обеспечить также рассмотрение вопроса о том, какое воздействие процесс расширения Североатлантического союза может оказать на соглашения о коллективной обороне и Объединенную военную структуру НАТО. Страны-члены Североатлантического союза пришли к соглашению о том, что сейчас было бы преждевременным говорить о конкретных сроках его расширения или обсуждать вопрос о том, каким странам следовало бы предложить членство в НАТО. В этой связи участники встречи в очередной раз обратились к тексту преамбулы к Вашингтонскому договору. Члены Североатлантического совета заявили, что все новые члены НАТО станут полноправными участниками Североатлантического союза, будут пользоваться всеми правами, предоставляемыми членам НАТО, и нести все обязанности, налагаемые членством в этой организации, что в практическом плане вопрос о принятии в НАТО новых членов подлежит решению на разовой основе и что одни государства смогут стать членами НАТО раньше других. Страны Североатлантического союза в очередной раз подтвердили свою приверженность делу укрепления совместных структур безопасности, которые могут быть перенесены на все страны Европы. Страны НАТО выразили желание развивать диалог и укреплять связи с каждым партнером НАТО. Наконец, члены Североатлантического союза подчеркнули, что, лишь недавно преодолев разобщенность Европы, они никак не хотят оказаться свидетелями проявлений новых «меж» на этом континенте и делают все возможное для активизации отношений между НАТО и ее партнерами на основе равенства, не ущемляя при этом права Североатлантического союза в принятии своих собственных ответственных решений путем достижения консенсуса между его членами [14].

 

2011-05-26 09:00:22 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Яндекс.Метрика