Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Бюджет и его роль в экономическом и социальном развитии государства

Приоритеты бюджетной политики

Роль бюджета в социально-экономическом развитии общества будет неизменно возрастать. Для достижения поступательного развития в бюджетной политике, на наш взгляд, должны быть определены на ближайшее будущее следующие цели:

- обеспечить полное и устойчивое выполнение финансовых обязательств государства на всех уровнях власти;

- устранить дестимулирующие элементы и развить стимулирующие элементы - бюджетной политики, прежде всего в рамках реформирования налоговой системы;

- существенно снизить относительные издержки функционирования государства;

- значительно уменьшить долговую нагрузку на экономику.

Указанные цели могут быть достигнуты при проведении бюджетных реформ по пяти основным направлениям: создание эффективной системы управления государственными финансами, концентрация финансовых ресурсов государства на выполнении его базовых функций, проведение целенаправленной политики управления государственным долгом и активами, совершенствование межбюджетных отношений, налоговая реформа.

Первоочередная задача государства - обеспечение собственной платежеспособности. На первом этапе следует инвентаризировать все обязательства государства и провести оценку их эффективности. Необходимо максимально быстро ликвидировать необоснованные бюджетные субсидии, создающие неравные условия конкуренции и снижающие потенциал экономического роста, и сконцентрировать финансовые ресурсы на выполнении основных функций государства - повышение бюджетных расходов на социальную помощь, здравоохранение, образование, культуру, судебную систему, правоохранительную деятельность и оборону.

Мы считаем целесообразным завершить перевод бюджетов всех уровней на казначейское исполнение, ввести обязательную публикацию подробной бюджетной отчетности, обеспечить открытость процедур размещения государственных заказов.

Создание эффективной системы межбюджетных отношений - это реальная децентрализация бюджетной системы с одновременной передачей на федеральный уровень финансовых обязательств общенационального характера и соответствующих им налоговых ресурсов; четкое разграничение расходов между уровнями бюджетной системы; повышение степени автономности налоговых полномочий; выработка прозрачных объективных процедур распределения финансовой поддержки регионам. Межбюджетные отношения должны стать реальной основной федеративных отношений, стимулировать разумную экономическую политику в регионах, обеспечивать равный доступ граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, а также свободное перемещение труда и капитала по всему экономическому пространству страны.

Создание единой системы управления государственным долгом даст возможность осуществлять активную долговую политику и диверсификацию методов управления государственными активами на основе их инвентаризации и оценки эффективности.

Исходя из стратегических ориентиров, изложенных в Бюджетном послании Президента Федеральному собранию, по нашему мнению, в бюджетной политике необходимо решение следующих приоритетов:

Первый приоритет - это налоговая реформа. Основные элементы налоговой реформы соответствуют стратегическим ориентирам налоговой политики: введение низкой единой ставки подоходного налога, снижение и установление регрессивной шкалы социальных начислений на фонд оплаты труда, ликвидация налогов с оборота, включение в состав затрат при расчете базы налога на прибыль все обоснованные издержки, а также либерализация амортизационной политики, снижение и максимальная унификация таможенных пошлин, отмена необоснованных налоговых льгот, снижение числа и установление закрытого списка налогов и сборов. Мы считаем, необходимо ликвидировать льготы по ЗАТО, а также все прочие особые налоговые режимы, применяемые на различных территориях. Процесс урегулирования налоговой задолженности предприятий должен быть существенно ускорен на основе применения максимально прозрачных схем и инструментов при сохранении равного подхода к налогоплательщикам и исключении неденежных форм расчетов.

Второй приоритет - инвентаризация и оценка эффективности бюджетных расходов и обязательств, включая федеральные целевые программы. Инвентаризация должна затронуть все категории расходов и обязательств государства, все уровни распоряжения бюджетными средствами. На ее основе можно будет сделать оценку эффективности бюджетных расходов. Бюджет на 2002 год и последующие годы должен формироваться на основе проведенной работы и постоянного обновления ее результатов.

Третий приоритет - приостановка, сокращение или отмена обязательств государства, которые не могут быть профинансированы. Это, прежде всего, нефинансируемые «федеральные мандаты». Адресные детские пособия, поддержка ветеранов войны и инвалидов, а также ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС останутся приоритетными обязательствами государства. Прочие социальные льготы трансформировать в адресную социальную помощь с обязательной проверкой нуждаемости и преимущественно в денежной форме. Отмену большинства категориальных и ведомственных льгот необходимо компенсировать соответствующим повышением реальной заработной платы и денежного довольствия. Для регионов, имеющих достаточные ресурсы, мы считаем, возможен перевод части федеральных обязательств на региональный уровень.

Четвертый приоритет - концентрация ресурсов федерального бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов. Необходимо опережающее увеличение бюджетных расходов на образование, здравоохранение, культуру, науку и судебную систему за счет сокращения субсидий экономике и неэффективных инвестиционных программ; дальнейшее увеличение реальной заработной платы государственных служащих и работников бюджетной сферы.

Пятый приоритет - более четкое разграничение расходных и налоговых полномочий между бюджетами всех уровней, завершение формирования новых систем финансовой поддержки регионов и финансирования федеральных мандатов. Для этого внести поправки в Бюджетный кодекс, конкретизирующие расходные полномочия различных уровней власти и максимально сужающие сферы совместной компетенции; наряду с централизацией большей части доходов расширенного бюджета начать реальную децентрализацию налоговых полномочий. Финансовую поддержку регионов необходимо проводить с учетом налогового потенциала и бюджетных потребностей регионов. В федеральном бюджете предусматривать средства для финансирования федеральных мандатов на региональном уровне, а в Бюджетный кодекс внести поправки, устанавливающие жесткие финансовые и институциональные ограничения на субфедеральные заимствования, включая требования к прозрачности бюджетов и возможность введения внешнего финансового управления.

Шестой приоритет - урегулирование кредиторской задолженности федерального бюджета и завершение реструктуризации государственного долга, начало функционирования единой системы управления государственным долгом. Часть существующей задолженности должна быть реструктурирована путем выпуска ценных бумаг в максимально ликвидной форме. Правительство должно урегулировать свои финансовые взаимоотношения с Банком России с тем, чтобы создать максимально благоприятные условия для осуществления эффективной денежно-кредитной политики.

Седьмой приоритет - завершение формирования казначейской системы на федеральном уровне, ускорение этого процесса на других уровнях бюджетной системы. Необходимо стимулировать создание казначейских систем на региональном и местном уровнях, оказывать им всемерную техническую и методологическую поддержку.

Восьмой приоритет - реализация требования прозрачности бюджетов и бюджетных процедур. Необходимо ввести требование обязательной публикации бюджетной отчетности по всем разрезам бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы, обеспечив для этого необходимую методологическую базу; сделать процедуру государственных закупок товаров и услуг максимально открытой; минимизировать практику закупок «у единственного производителя»; максимально консолидировать в бюджетах всех уровней расходы внебюджетных и целевых бюджетных фондов. Внебюджетные средства федеральных бюджетополучателей должны подлежать казначейскому учету.

Девятый приоритет - переход к новым принципам управления государственными активами. Необходимо провести полную инвентаризацию государственного имущества и его оценку, завершить разграничение прав собственности на государственное имущество по уровням власти (в особенности, в части земли и недвижимости). Это позволит перейти к составлению и ведению на постоянной основе имущественного баланса. Необходимо обеспечить полное изъятие рентных платежей при передаче прав пользования государственным имуществом и наличии вклада государства в уставный капитал предприятий и организаций. Продажа государственного имущества должна осуществляться с учетом эффективности и бюджетных потребностей.

 

2011-04-01 09:00:44 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Яндекс.Метрика