Бюджет и его роль в экономическом и социальном развитии государства
Доходы и расходы федерального бюджета
Федеральный бюджет Российской Федерации - главное звено в бюджетной системе. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения, которые направляются на финансирование народного хозяйства, социальной сферы, содержание органов государственного управления, укрепление обороноспособности страны, правоохранительную деятельность, поддержку субъектов Российской Федерации, погашение государственного долга и др.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий, что дает возможность маневрировать ресурсами, сосредотачивая их на приоритетных участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику государства.
Федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.
Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета и направлениях расходования средств можно получить из анализа исполнения федерального бюджета. Приведем данные за 1997-2000 гг. по структуре доходов и расходов федерального бюджета (табл. 6, 7).
Таблица 6
Структура доходов федерального бюджета за 1997—2000 гг., в %
Вид доходов |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Доходы, всего В том числе: Налоговые доходы Из них: налог на прибыль (федерал.) предприятий и организаций подоходный налог с физич. лиц налог на добавленную стоимость акцизы налоги на внешнюю торговлю и внешние операции платежи за использование природных ресурсов прочие Неналоговые доходы Из них: от внешнеэкономической деятельности от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности другие Доходы целевых бюджетных фондов |
100,0 75,4 13,9 - 70,0 - 11,4 2,8 1,5 12,9 20,2 60,4 19,4 11,7 |
100,0 78,0 14,8 - 67,2 - 15,5 1,4 1,1 12,1 34,1 52,6 13,3 7,8 |
100,0 83,3 19,8 - 60,3 - 16,9 2,1 0,9 7,1 71,9 15,8 12,3 9,0 |
100,0 85,6 18,5 2,8 38,5 13,6 23,7 1,9 1,0 6,2 52,1 40,8 7,1 8,2 |
Из приведенных данных видно, что основную часть доходов федерального бюджета составляют налоговые платежи, доля которых за последние годы постоянно растет. Значительную долю в налоговых поступлениях составляют налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизы), доля которых, хотя и сокращается с 70% в 1997 г. до 52,1 в 2000 г., но остается все же значительной. За последние годы возросла доля налога на прибыль (доход), прирост капитала (подоходный налог и налог на прибыль), что говорит об улучшении экономического положения и росте промышленного производства.
Показателен также рост доли доходов от поступлений налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции более чем в 2 раза. Это показывает, с одной стороны, рост объема внешнеторговых операций, с другой стороны - ужесточение таможенной политики, что подтверждает и рост доли поступлений от внешнеэкономической деятельности в неналоговых доходах.
На наш взгляд, необоснованно низка доля в налоговых доходах от платежей за использование природных ресурсов. Правительство должно принять меры для увеличения данного вида поступлений. Существующие ставки налога на добычу полезных ископаемых составляют от 6 до 16% и, как правило, устанавливаются на низшей отметке. Необходимо ввести твердую ставку в зависимости от добычи на каждую тонну нефти, газа и т.д., с необходимыми коррективами на курс доллара и мировых цен.
Структура и основные составляющие расходной части федерального бюджета за 1997-2000 г. приведены в табл. 7.
Таблица 7
Структура исполнения федерального бюджета, %
Разделы бюджетной классификации |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Государственное управление Международная деятельность Национальная оборона Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности, судебная власть Фундаментальные исследования и содействие НТП Промышленность, энергетика, строительство Сельское хозяйство и рыболовство Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий Расходы на социальную сферу Обслуживание государственного долга В том числе: внутреннего долга внешнего долга Пополнение госзаказов и резервов Финансовая помощь другим уровням власти Прочие расходы Всего расходов (без расходов целевых бюджетных фондов) |
2,2 0,6 17,3 9,6 2,3 6,4 2,1 0,6 0,8 1,4 13,0 25,5 20,2 5,1 2,0 13,9 2,0 100,0 |
2,5 4,0 14,7 8,4 1,4 3,5 1,1 0,5 0,3 1,6 13,9 33,6 24,3 9,3 0,9 12,5 1,2 100,0 |
2,4 9,6 19,1 9,9 1,8 2,8 1,5 0,5 0,2 1,2 14,0 26,7 12,1 14,6 0,1 10,2 0,2 100,0 |
2,9 4,8 22,3 12,3 2,0 4,1 1,6 0,5 0,2 1,4 15,5 20,1 7,4 12,7 0,1 11,8 0,4 100,0 |
Как видно из таблицы, одним из основных приоритетов бюджетных расходов остаются расходы на социальную сферу, доля которых в расходах федерального бюджета постоянно увеличивается. Приоритетом остается правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности государства и финансирование судебной системы. Расходы на национальную оборону являются важнейшим бюджетным приоритетом всех государств. Доля расходов на национальную оборону составила в 2000 г. самую большую часть - 22,3%. Расходы на обслуживание государственного долга еще достаточно велики, и погашение ложится тяжким бременем на федеральный бюджет. На наш взгляд, важным приоритетным направлением является содействие научно-техническому прогрессу, фундаментальные исследования, прежде всего в сфере высоких технологий, но объем средств, направленных в эту сферу недостаточен, хотя за последние годы (1999-2000) доля в расходах возросла. Но по результатам исполнения I полугодия 2000 г. опять сократилась и составила только 1,6%. Наиболее существенные сокращения произошли по разделу «национальная экономика» (промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь, информатика и др.).
Доля расходов уменьшилась с 9,9% в 1997 г. до 6,4%, что вызвано продолжающимся сокращением расходов на поддержку тех отраслей, где расходы федерального бюджета являются неэффективными: жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное строительство и другие отрасли. Субсидии этим отраслям, на наш взгляд, должны предоставляться на региональном и местном уровнях. После сокращения доли в расходах на финансовую помощь бюджетам других уровней в 1997-1999 гг., в 2000 г. доля этих расходов снова выросла до 11,8%, а по результатам исполнения федерального бюджета за 6 месяцев 2001 г. составила 17,1%.
Важным источником сокращения бюджетных расходов является сокращение расходов на государственное управление. Прежде всего, нужно пересмотреть структуру органов государственного управления с целью устранения дублирующих друг друга функций государственных органов и устранения неэффективных и бюрократических функций. Расходы на управление по данным табл. 7 продолжают расти.
На 2001 г. расходы утверждены в сумме 1 193,5 млрд р., за I полугодие 2001 г. исполнены в сумме 653,7 млрд р. (54,8%). Доходы утверждены в размере 1 193,5 млрд р., исполнены на сумму 712,8 млрд р.(59,7%). Как видно, рост доходов опережает расходы.
2011-04-01 09:00:44 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |