Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Бюджет и его роль в экономическом и социальном развитии государства

Межбюджетные отношения в Российской Федерации

Виды расходов, финансируемых из бюджета разных уровней, определены ст. 84-87 законов: «Бюджетный кодекс Российской Федерации» №145-ФЗ от 31.07.1998 г. и «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ» №116-ФЗ от 05.01.2000 г. Мы считаем, что такое разделение видов расходов, финансируемых из бюджетов разных уровней, не в полной мере отвечает основным принципам системы межбюджетных отношений. Нет четкого разграничения расходных полномочий и ответственности между органами власти разных уровней. В ст. 85 Бюджетного кодекса РФ значительная сфера расходов отнесена к расходам, совместно финансируемым из бюджетов разных уровней, в результате чего размывается ответственность за предоставление значительной части общественных услуг. Так, например, к совместно финансируемым из бюджетов разных уровней отнесены расходы по обеспечению правоохранительной деятельности, пожарной безопасности, поддержки отраслей промышленности, обеспечение социальной защиты населения, охране окружающей природной среды, развитию рыночной инфраструктуры, работы по обеспечению научно-технического прогресса, развитию федеральных и национальных отношений, деятельности средств массовой информации. В то же время на региональные и особенно местные бюджеты федеральным законодательством возложены многочисленные обязательства, не обеспеченные источниками финансирования. В связи с этим наиболее острой бюджетной проблемой, определяющей весь характер социально-экономических отношений между государством и обществом, является несбалансированность ресурсов и обязательств, которая характерна для всех уровней бюджетной системы. Расходы, финансируемые из бюджетов субъектов Российской Федерации и из местных бюджетов, не обеспечены источниками собственных доходов для выполнения имеющихся обязательств. Так, на основании опроса региональных финансовых органов, проведённого Минфином РФ в 1999 г. из возложенных на региональные местные бюджеты федеральным законодательством обязательств необходимо 60% собственных доходов регионов, при среднем уровне фактического финансирования - 30%. При этом собственные налоги покрывают менее 15% расходных потребностей региональных и местных бюджетов.

Анализ соотношения полученных доходов и расходов консолидированных бюджетов регионов за 1998 г. показал, что только в 24 субъектах Федерации имело место превышение доходов над расходами, в 15 субъектах Федерации доходы составили менее 60% от расходов консолидированного бюджета территории. Ещё в 21 субъекте Федерации доходы составили от 60 до 80% от расходов консолидированного бюджета территории. Если проанализировать долю прямых федеральных расходов на конкретной территории, то они в среднем по России составляют немногим более пятой части расходов консолидированных региональных бюджетов.

В результате региональные и местные бюджеты не имеют возможности обеспечить сбалансированность своих бюджетов и вынуждены выборочно или частично исполнять возложенные на них обязательства, накапливая безнадежную задолженность. В таких условиях полностью отсутствуют стимулы к проведению ответственной бюджетной политики, повышению прозрачности и объективности бюджетной отчетности, эффективному управлению расходами, повышению качества бюджетных услуг, развитию и реформированию бюджетной сферы.

Для решения проблемы несбалансированности ресурсов и обязательств необходимо:

1) передать на определенный уровень расходы общенационального характера и соответствующих обязательствам налоговых ресурсов;

2) четко разграничить расходные полномочия между уровнями бюджетной системы;

3) сократить и полностью ликвидировать расходы на обеспечение финансированием «нефинансируемые федеральные мандаты».

Для этого, как мы считаем, нужно расходные полномочия бюджетов разных уровней максимально приблизить к потребителям соответствующих бюджетных услуг с определением в полном объеме источников финансирования. И в конечном итоге расходные полномочия (нормативно-правовое регулирование, обеспечение средствами, финансирование) по данной общественной услуге закрепить за одним уровнем бюджетной системы.

Обязательства по финансированию определенных видов общественных услуг, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется федеральными властями, может быть закреплено за расходным финансированием из бюджетов субъектов РФ только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенции). А расходы на определенные виды общественных услуг, представляемые на всей территории страны в соответствии с минимальными государственными стандартами, на наш взгляд, должны финансироваться совместно из федерального бюджета разных уровней и бюджетов субъектов на долевой основе.

Чтобы исключить «нефинансируемые мандаты», необходимо законодательно установить запрет на принятие нормативных актов по дополнительным расходам без определения источников финансирования и, соответственно, передачу дополнительных расходов на бюджеты нижестоящих уровней без предоставления источников финансирования.

Финансирование социальных выплат и льгот отдельным категориям граждан, установленное федеральными законами, а также различных профессиональных (ведомственных) льгот учреждениям и организациям, находящимся в ведении федеральных органов власти, мы считаем, должны финансироваться из федерального бюджета, только через систему органов федерального казначейства, а финансирование ведомственных льгот - в пределах смет расходов соответствующих министерств и ведомств.

По данным Минфина РФ об исполнении консолидированных бюджетов региона за 2000 г. превышение доходов над расходами (без учета государственных внебюджетных фондов) имели уже только 12 регионов; число субъектов, доходы которых составили менее 60% от расходов выросло до 26. В 24 субъектах доходы составили 60-80% расходов, еще в 27 регионах доходы составили 80-100% расходов. Как видим, идет дифференциация регионов по уровню бюджетных доходов.

В Челябинской области отношение доходов к расходам составило 96,7%, а по Уральскому федеральному округу - 99,8%. В целом по Российской Федерации - 91,1%.

Для сравнения приведем данные по другим федеральным округам:

Центральный федеральный округ - 105,0%;

Северо-западный федеральный округ - 99,6%;

Южный федеральный округ - 69,6%;

Приволжский федеральный округ - 89,2%;

Сибирский федеральный округ - 80,6%;

Дальневосточный федеральный округ - 54,7%.

Как видно из приведенных данных, только в Центральном федеральном округе доходы субъектов федерации в сумме превышают расходы, хотя и на его территории есть субъекты с уровнем доходов 54,5% (Рязанская область) и 53,5% (Ивановская область). В данных условиях в выравнивании уровня бюджетной обеспеченности всех регионов России важную роль играет федеральный бюджет.

 

2011-04-01 09:00:44 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Яндекс.Метрика