Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Бюджет и его роль в экономическом и социальном развитии государства

Понятие дефицита и профицита бюджета. Государственный долг

В бюджетах различных уровней всегда действует принцип сбалансированности, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

В процессе составления бюджета любого уровня (федерального, субъекта федерации, местного самоуправления) могут возникнуть лишь три его варианта: сбалансированность доходов и расходов; дефицит бюджета; профицит бюджета.

Но профицит бюджета может возникнуть только в процессе исполнения бюджета, так как бюджеты всех уровней составляются и утверждаются без профицита.

Дефицит и профицит бюджета - это инструменты финансовой политики, с помощью которых регулируются совокупный спрос, потребность государственного сектора экономики в заимствованиях на рынке капитала, величина государственного долга.

Дефицит бюджета означает, что всех поступлений (налоговых, неналоговых и прочих) недостаточно для решения тех задач, которые поставлены в законе о бюджете. Поэтому наряду с собственными доходами бюджета привлекаются другие источники финансирования:

- эмиссионное финансирование дефицита бюджета осуществляется Центральным Банком, который предоставляет правительству кредиты. Их источником служит дополнительная денежная эмиссия. Однако эмиссионное финансирование может привести к росту инфляции;

- неэмиссионные источники бюджетного финансирования - это прежде всего заёмные средства с денежного, финансового или кредитного рынков, а также средства, привлечённые от приватизации или реализации государственных запасов драгоценных металлов и камней на рынке. Привлечение займов расширяет возможности государства по финансированию расходов, включая инвестиционные услуги.

Неэмиссионные источники финансирования бюджета несут в себе опасность перекладывания бремени государственного долга на будущие поколения. Размер расходов на обслуживание долговых обязательств -это главный ограничитель суммарного объёма государственных заимствований (внутренних и внешних). В настоящее время ограничения на объёмы заимствований устанавливаются в законах о бюджете на соответствующий финансовый год, а также в Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 106, 107, 111).

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объём бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году. Размер дефицита бюджета субъекта Федерации не может превышать 15% объёма доходов бюджета Российской Федерации без учёта финансовой помощи из федерального бюджета. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объёма доходов местного бюджета без учёта финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 92 Бюджетного кодекса РФ).

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

— внутренние: кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации; государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней, поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учёту средств федерального бюджета;

— внешние: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путём выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Дефицит бюджета - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которые в те или иные периоды в своей истории не сталкивались бы с бюджетным дефицитом.

Дефицит федерального бюджета РФ в % к ВВП за 1997-2000 гг. составил: 1997 г - 3,76%, 1998 г - 5,43%, 1999 г. - 1,12%, 2000 г. -с профицитом 2,5%.

При этом первичный профицит (превышение доходов над расходами за вычетом на обслуживание государственного долга) в 1999 г. составил 2,6% ВВП, в 2000 г. - 5%.

Изменился сам подход к исполнению бюджета. В 2000 г. объем заимствований строго контролировался и определялся исходя из возможностей бюджета по их обслуживанию и погашению, а также с учетом анализа последствий финансового рынка. Политика в области заимствований была направлена на сокращение государственного долга и расходов по его обслуживанию.

Государственный долг Российской Федерации по отчетным данным Минфина РФ в последние годы составлял (млрд р.):


Показатель

1997

1998

1999

2000

Государственный долг

В том числе:

внутренний долг

внешний долг

гос. долг, в % к ВВП

1 235,7

 

499,6

736,1

49,0

3 991,7

 

757,9

3 233,8

148,7

4 871,0

 

583,6

4 287,4

108,8

942,4

 

557,4

385,0

67,0


Доля процентных платежей составила 18% расходной части федерального бюджета против 24,4% в 1999 г. и 31,8% в 1998 г. На 2001 г. планируется доля процентных платежей в расходах федерального бюджета около 20%.

Если обратиться к исполнению бюджета 2001 г., за I квартал (по отчетам министерства), то он исполнялся по доходам в сумме 318,8 млрд р. (221,8 млрд р. в I квартале 2000 г.) и по расходам 326,1 млрд р. (в 2000 г. - 215,6 млрд р.). Бюджет в I квартале 2001 г. исполнен с дефицитом 7,3 млрд р., что составляет 2,2% от расходов, или 0,4% ВВП. Первичный профицит составил 81,1 млрд р., или 4,5% ВВП (в I квартале 2000 г. первичный профицит составлял 46,7 млрд р.).

Заёмные и привлечённые источники финансирования бюджета показываются в бюджете как сальдо между привлечением и погашением средств. Это означает, что источники финансирования могут иметь отрицательное значение, когда погашение средств превышает их привлечение из альтернативных источников, то есть имеет место отрицательная бюджетная эффективность, которая может либо быть компенсированной за счёт профицита бюджета, либо привести к отказу государства от выполнения своих рыночных обязательств перед кредиторами от погашения долговых обязательств в установленный срок, то есть к дефолту. Таким образом, профицит бюджета есть не что иное, как сумма этого превышения, то есть профицит равен отрицательному значению источников финансирования бюджетного дефицита.

В условиях перехода к рыночным отношениям бюджеты в России стали приниматься и исполняться с дефицитом. Хронический и постоянно растущий дефицит бюджетных средств ведёт к росту государственного долга, усиливает инфляционные процессы, сокращает реальные доходы населения, и тем самым уменьшает платёжеспособный спрос, хотя и при СССР бюджет практически был дефицитен, если не учитывать вклады населения и часть средств госстраха, зачисляемых в доход бюджета, а также кредитов госбанка.

Федеральный бюджет на 2001 г. по расходам и доходам утвержден в сумме 1 193 482,9 млн р., то есть принят бездефицитным. Параметры, занесенные в федеральном бюджете 2001 г., были пересмотрены. С целью выполнения в полном объеме обязательств перед иностранными кредиторами предусмотрено увеличение долговых выплат на 2,4 млрд долл. США; на 3,7 млрд долл. США уменьшены оценки привлечения внешних заимствований. Для покрытия финансового разрыва предусмотрено мобилизовать дополнительные доходы в сумме 195 млрд р., в первую очередь за счет улучшения налогового администрирования. Тем не менее исполнение федерального бюджета 2001 г. ожидалось получить с профицитом 0,5% ВВП. После исполнения бюджета за 5 месяцев 2001 г. исполнение федерального бюджета ожидается с профицитом 1% ВВП. Госдолг планируется уменьшить до 55% ВВП. Величина госдолга влияет на состояние государственного бюджета, денежно-кредитную политику, инвестиционный климат, спрос и т.д. Роль государственного долга в развитии государства очень высока. Как любой макроэкономический инструмент, госдолг может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на экономику. Он может вызвать при его неразумном использовании финансовый кризис, ограничить инвестиционную активность в народном хозяйстве. Государство должно очень взвешенно подходить к политике управления госдолгом, с одной стороны, не накапливать его объем (безопасной с точки зрения экономического развития страны является величина не более 60% ВВП), с другой стороны - погашение его должно проходить в максимально эффективном режиме, позволяющем минимизировать расходы на обслуживание долга, избежать рисков, сгладить платежный график и т. д.

Состояние государственного бюджета и налоговой системы за последние два года (1999-2000) существенно изменились в направлении стабилизации. Страна стала жить без дефицита бюджета и собирать налоги в размерах, превышающих определенные законом показатели.

Такая ситуация позволяет надеяться на благополучное разрешение долговых проблем. Но, на наш взгляд, государство не должно отказываться от вовлечения госдолга как макроэкономической категории в процесс реформ. Профицит бюджета вовсе не означает отсутствие заимствований, хотя они должны быть меньше, чем объем погашения долга. В бюджете 2001 г. объем привлечения ресурсов с внутреннего рынка предусмотрен в размере 120 млрд р. при погашении 90 млрд р., что позволяет погасить часть внешнего долга, не прибегая к заимствованию. Если налоговые и неналоговые поступления будут больше ожидаемых, то можно погасить в большем размере наиболее дорогой и неэффективный долг либо отказаться от части внутренних заимствований.

Необходимо отметить еще такой факт существующего сегодня положения с исполнением бюджета. Дополнительные доходы за 2001 г. ожидаются в 200 млрд р., или 2,3% ВВП, в то же время сдерживаются непроцентные расходы консолидированного бюджета РФ, по оценке в 2001 г. они составят 23,8% ВВП (в 1999 г. - 24,9%). В то же время рост цен опережает рост бюджетных расходов и реальная стоимость полученных средств постепенно падает. Стремление Минфина РФ наращивать бюджетный профицит вызвано тем, что излишние деньги раскручивают инфляцию, которая за 5 месяцев 2001 г. по официальным данным составила 11%. Но, на наш взгляд, она как минимум в 2 раза больше (только коммунальные услуги выросли во многих регионах на 6070%, тарифы естественных монополий на 20-30% и т.д.). Рост бюджетных доходов вызван в большей степени хорошей конъюнктурой цен на товары экспорта и ростом внутреннего производства. Отчасти рост доходов обеспечен использованием инфляционного налога, особенно в промышленности. Постоянный рост номинальных доходов хозяйственных агентов автоматически повышает доходы бюджета. И бюджет в этой ситуации обладает возможностью первым «стричь купоны» с инфляции: его доходы растут быстрее доходов хозяйственных агентов. Однако опережающий рост доходов может смениться их опережающим падением - хотя бы из-за роста материальных затрат бюджетных организаций. В такой ситуации бюджет либо опять будет стремиться к дефициту, либо наращивать задолженность перед бюджетными поставщиками, то есть снова может стать генератором неплатежей. Итак, рост бюджетных доходов сопровождается ростом профицита как первичного, так и вторичного. Это позволяет сокращать задолженность по госдолгу и увеличивать остатки на счетах бюджета в ЦБ РФ и коммерческих банках. Следует отметить еще и такой факт - бюджет за I квартал 2001 г. исполнен с профицитом 8,9 млрд р., а остатки на счетах бюджета составивши - 5,8 млрд р. (по данным ГУФК Минфина РФ). Следовательно, разница в сумме допущена вне бюджетного сектора. Однако одного сверхпланового роста доходов для наращивания профицита и обеспечения выплат по госдолгу недостаточно, нужно еще поддерживать расходы в строго запланированном уровне.

Существует и качественный аспект дефицита бюджета.

1. Дефицит может возникнуть в связи с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает государственное регулирование экономикой, конъюнктурное стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

2. Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий, аварий, катастроф и т. д.), когда обычных резервов недостаточно и приходится прибегать к дополнительным источникам.

3. Бюджетный дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность. В этом случае дефицит - явление крайне тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных законодательных мер, но и соответствующих политических решений.

Дефицит бюджета не так страшен для страны с динамично развивающейся экономикой, с устойчивыми и эффективными международными связями. Однако при этом количество бюджетного дефицита не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма полученных государством в долг денежных ресурсов не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных выплат.

 

2011-04-01 09:00:44 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Яндекс.Метрика