Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Бюджет и его роль в экономическом и социальном развитии государства

Бюджетная система Российской Федерации

В последние годы в России сделаны значительные шаги по созданию эффективной бюджетной системы. Сформирована и функционирует трёхуровневая бюджетная система.

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов - фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

2. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов. Бюджет субъекта Российской Федерации - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесённых к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

3. Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) -формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесённых к предметам ведения местного самоуправления.

Все эти уровни бюджетов составляют бюджетную систему Российской Федерации, которая основана на принципах единства бюджетной системы Российской Федерации, разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, самостоятельности бюджетов, полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, сбалансированности бюджета, эффективности и экономности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, гласности, достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Бюджетная система любой страны является в целом производной от её административно-территориального устройства, однако за годы реформ в административно-территориальном устройстве и в бюджетной системе Российской Федерации произошли существенные изменения, особенно в сфере местных органов власти. Поэтому существующая трёхуровневая система нуждается в уточнении:

1. Организация низового уровня власти. Если субъектов Федерации насчитывается 89 и столько же бюджетов (консолидированных и бюджетов непосредственно субъектов Федерации), то на местном уровне власти существует большое разнообразие в организации местных органов власти. В большинстве субъектов Федерации муниципальные образования и бюджеты созданы на уровне городов областного значения и административных районов. Территориальные единицы нижестоящего уровня (города районного значения, поселки, сельсоветы), ранее имевшие свои бюджеты, переведены на сметное финансирование. В отдельных субъектах Федерации муниципальные образования и местные бюджеты созданы на уровне городов, поселков, сельских администраций, тогда как на уровне бывших административных районов потребовалось создать территориальные органы государственной власти, как правило, с назначенными должностными лицами и сметами доходов и расходов (в г. Челябинске таких органов создано 7 - по числу районов). В ряде субъектов РФ формально образовалось по 2 уровня муниципальных образований - «территориальный» и «поселенческий», при этом реально бюджетный процесс осуществляется только на уровне районов. Так, на территории Челябинской области 39 муниципальных образований городов и районов, имеющих свои бюджеты, а территориальных образований - 53, из которых 14 не имеют бюджета, а только сметы доходов и расходов. На всех этих территориях созданы налоговые инспекции, которые ведут учет доходов, поступающих в «бюджет» именно этих территорий и органы федерального казначейства, ведут распределение регулирующих доходов. Например, отделение федерального Казначейства по Курчатовскому району г. Челябинска осуществляет распределение регулирующих налогов в федеральный, областной, городской (г. Челябинск) и районный (который собственного бюджета не имеет).

2. Существуют особые формы организации местных органов власти, такие, как ЗАТО (закрытые автономные территориальные образования), которые подчинены непосредственно федеральным министерствам (Минобороны и Минатома) и не имеют должной независимости в бюджетной сфере (существуют на основе сметы, а не бюджета). Хотя ЗАТО находится в составе субъекта Федерации, но собираемые на их территории налоги не делятся с бюджетом этого субъекта. Также в составе бюджетной системы федерального уровня необходимо выделить особо и содержание инфраструктуры закрытого административно-территориального образования (г. Байконур, г. Ленинск, Казахская республика), особенность которых в том, что города расположены на территории иностранного государства, взятой в аренду Российской Федерацией.

3. Есть ещё одно звено в перечне населённых пунктов, находящихся в ведении федерального уровня власти, - это система военных городков, эксплуатируемых Министерством обороны по всей территории страны. В этих городках имеются более 260 тыс. зданий и сооружений, проложено около 119 тыс. км инженерных сетей. На их содержание в 1999 г. требовалось более 20 млрд р., что сопоставимо с годовыми расходами 7-10 среднестатистических субъектов Федерации, а число военных городков превышает треть населённых пунктов России. Названные цифры свидетельствуют о большой значимости военных городков в жизни страны и необходимости учёта их в бюджетной системе. Военные городки Министерства обороны, являясь местными органами власти, не имеют статуса муниципалитетов, и их органы власти - комендатуры - действуют на основании смет, утверждённых в составе расходов Минобороны в рамках федерального бюджета.

4. Существует отдельный межгосударственный уровень бюджетной системы Российской Федерации - это союз России и Беларуси. Денежный фонд у союза России и Беларуси один - это бюджет. Утверждение и исполнение этого бюджета осуществляется собственными представительными и исполнительными органами власти.

Таким образом, современная бюджетная система России имеет двойственное строение (внешнее и внутреннее). Внешнее строение проявляется в уровнях бюджетной системы и финансовых взаимоотношениях между ними основанных на федеральном законодательстве. Внутреннее строение представляет собой многочисленные, друг с другом не координируемые, зачастую встречные финансовые потоки, выражающие межрегиональные и даже всероссийские интересы органов власти субъектов Федерации и муниципалитетов.

Определение места, роли и функций местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации, по нашему мнению, является наиболее острой проблемой формирования бюджетного устройства. Суть проблемы состоит в том, что местные бюджеты являются финансовой базой местного самоуправления, которое в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входит в систему государственных органов власти. Получается, что государственные финансы безвозмездно используются негосударственными организациями и местные бюджеты практически «выпадают» из бюджетной системы. Решить эту проблему можно только определив роль местного самоуправления в Российской Федерации.

Обособленным понятием в структуре бюджетного устройства является консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет РФ -федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов, находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированные бюджеты позволяют получать полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом. Консолидированный бюджет РФ и субъектов не подлежит утверждению в законодательном порядке, а является лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики соответствующего региона. Однако консолидированный бюджет определяет лишь изъятие государством части валового внутреннего продукта и не отражает экономического состояния территорий, а следовательно, не годится для проведения сравнительного анализа.

Принципы построения и механизмы функционирования нынешней бюджетной системы сложились еще в 30-е гг. при административно-командной системе управления народным хозяйством, что обусловило характерные черты бюджетной системы на основе принципов единства и «демократического централизма»:

- стягивание значительной доли финансовых ресурсов в централизованный бюджет;

- деление всех доходных источников на закрепленные и регулирующие;

- широкие масштабы перераспределения финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы (доля регулирующих доходов в территориальных бюджетах возросла до 70-80%);

- ежегодный пересмотр процентов отчислений от регулирующих доходов;

- субъективизм при решении вопросов об объеме средств, передаваемых конкретному нижестоящему бюджету;

- множественность форм межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов, позволяющая во всех случаях применять субъективный подход при выделении финансовой помощи нижестоящему бюджету.

 

2011-04-01 09:00:44 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Яндекс.Метрика