Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Бюджет и его роль в экономическом и социальном развитии государства

Роль бюджета в перераспределении ВВП

На современном этапе отличительной чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении валового внутреннего продукта, которое охватывает до 30% его величины, а с учетом внебюджетных фондов - до 40%.

Согласно отчету Минфина РФ за 2000 г. доходы консолидированного бюджета РФ составили 29,9% ВВП, расходы 26,9% ВВП, доходы федерального бюджета 16,2% ВВП, расходы 13,7% ВВП.

Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности - в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы. Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями (субъектами федерации).

Бюджетные фонды, уменьшая долю денежных средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование представляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества. Например, конверсию оборонной промышленности, развитие гражданской авиации, покрытие расходов на санацию убыточных угольных шахт регулирование инвестиционной деятельности государство осуществляет путем финансовой поддержки целевых строительных программ. Суммы ассигнований на указанные цели предусматриваются в ежегодно утверждаемых бюджетах и инвестиционных программах в объемах централизованных капвложений.

Федеральные инвестиционные программы призваны обеспечить структурную перестройку экономики, сохранение и развитие производственного потенциала, социальной инфраструктуры и решение других неотложных проблем, которые невозможно осуществить за счет иных источников финансирования. Субвенции и трансферты играют большую роль в перераспределении валового национального продукта между территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и социального развития.

В России с 1990 г. предпринималась попытка одновременно осуществлять реальную бюджетную децентрализацию и активно выравнивать различия в развитии общественного сектора, прежде всего, в социальной области. Это происходило в условиях экономического спада и весьма не равномерно в территориальном разрезе, что, с одной стороны, обостряло проблему выравнивания, а с другой стороны, затрудняло ее решение. В 1996 г. величина валового регионального продукта на душу населения различалась по субъектам Российской Федерации в 18 раз, а средний размер оплаты труда с учетом социальных выплат в 11,5 раза. Менее 10% регионов являются чистыми донорами консолидированного бюджета. В свою очередь на территории субъектов РФ весьма велики экономические и социальные различия между муниципальными образованиями, особенно между городскими и сельскими районами. В таких условиях территориальное выравнивание экономически недостижимо. Но в то же время недопустимо ограничение помощи из федерального центра отдельным территориям, так как это практически вопрос выживаемости населения. Смысл и преимущество бюджетной децентрализации определяются способностью государственных и муниципальных органов адекватно отражать предпочтения населения с учетом их территориальной дифференциации. Формирование эффективно функционирующего государственного (общественного) сектора, в том числе на уровне территорий, - одно из решающих условий создания современной рыночной экономики.

Объем финансовой помощи федерального бюджета бюджетам других уровней составил в 2000 г. 101,2 млрд р. (1,5% ВВП), или 10,2% расходов федерального бюджета. Если сравнить с другими странами, то перераспределяемые в ходе межбюджетных отношений средства составляют относительно небольшую долю как валового внутреннего продукта и расходов федерального бюджета, так и доходов региональных бюджетов (9,3% - в 2000 г.).


Таблица 2

Финансовая помощь региональным бюджетам в России и некоторых странах в 1995 г.


Страна

% к ВВП

% к расходам

ФБ% к

% к доходам региональных бюджетов

Россия

Канада

Германия

Австрия

Швейцария

США (1994)

Франция

Великобритания (1994)

Италия

Швеция

Япония

1,79

4,01

1,47

2,86

4,17

2,95

3,05

8,33

7,61

4,78

5,43

10,6

17,8

7,3

12,0

нет данных

18,1

12,1

23,3

22,5

13,2

37,8

12,4

15,2

8,4

20,4

18,6

20,3

30,6

71,0

57,8

20,2

36,8


Влияние бюджета на экономику страны наиболее характеризует такой показатель, как удельный вес доходов и расходов государственного сектора в валовом внутреннем продукте. В табл. 3 приведены данные о доле доходов государства в валовом внутреннем продукте в различных странах.


Таблица 3

Доля совокупных доходов государства в валовом внутреннем продукте в 1980 г. и 1993 г., в %


Страна

1980

1993

Швеция

Дания

Нидерланды

Чехия

Норвегия

Австрия

Финляндия

Польша

Франция

Бельгия

Германия

Италия

Канада

Испания

Великобритания

Австралия

США

Япония

Турция

Мексика

58,6

53,9

52,6

-

52,1

47,7

43,0

-

46,0

46,9

44,0

32,7

38,0

26,9

42,9

33,1

31,8

26,0

21,9

18,5

60,4

60,4

55,2

53,7

52,2 (1992)

51,0

50,5

50,2

49,0

48,1

46,5

44,8

40,5

39,6

39,0

36,4

33,5

32,5

27,3

21,4


Как видно из таблицы, в развитых странах в государственный сектор вовлекается, как правило, 30-60% ВВП. Причем одинаковый уровень производства валового внутреннего продукта на душу населения нередко сочетается со значительным различием в удельном весе государственного сектора в экономике. Масштабы государственного сектора во многом зависят не только от объективных экономических возможностей страны, но и от традиций и особенностей проводимой политики.

В России в годы реформ удельный вес государственного (общественного) сектора в ВВП довольно быстро сокращался, но остается еще значительным (табл. 4). Трудности, с которыми столкнулась Россия в ходе рыночных реформ, имели свое концентрированное отражение в государственных финансах и прежде всего в исполнении федерального бюджета, неудовлетворительном распоряжении государственной собственностью, а также просчетами в работе государственного аппарата. Все это, с одной стороны, не позволяло предотвратить быстрое сокращение доходов государства, а с другой, - уменьшить в такой же мере расходы.


Таблица 4

Доля государственных доходов и расходов в валовом внутреннем продукте РФ, в %


Год

Доходы

Расходы

Дефицит

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

40,4

40,6

36,3

34,2

34,4

34,9

35,0

26,7

29,9

65,1

48,6

47,5

39,3

42,0

43,5

39,2

27,3

26,9

-14,7

-8,0

-11,2

-15,1

-7,6

-8,6

-4,2

-1,0

+3,0


Данные табл. 4 показывают, что разрыв между государственными расходами и доходами сократился к середине 90-х гг. Это было достигнуто в большей степени двумя путями: ограничением денежной эмиссии, за счет которой государство чаще всего покрывало свои обязательства по отношению к организациям и работникам бюджетной сферы и с помощью массированных внутренних и внешних заимствований. В конечном счете это привело к августовскому кризису 1998 г.

Сокращение в последние годы доли государственного сектора в ВВП обрекало и частный сектор на деформацию и неэффективность, а экономику в целом на застой. Реформирование общественного сектора в значительной мере подменялось его сокращением. Между тем вопрос об оптимальных масштабах государственного сектора, по сути, имеет смысл лишь с точки зрения его влияния на экономический рост.

Наиболее слабым звеном современной бюджетной политики в России, на наш взгляд, является минимальная эффективность государственных расходов и отсутствие достоверных бюджетных прогнозов на ряд лет. Программирование на ряд лет вперед также важно и для повышения доверия к проводимой политике правительства, что является ключевым фактором роста инвестиций.

Последние несколько десятков лет многие страны испробовали методы создания системы, позволяющей сделать обоснованный выбор при отборе программ расходов. Наиболее распространенным методом является метод разработки бюджета в соответствии с приоритетом расходных статей каждой организации, на основе которого определяются суммы бюджетных ассигнований. Эти ассигнования ежегодно пересматриваются с учетом того, какие средства были выделены в предшествующем году.

Данный метод соответствует общей стабильности общественных услуг, предоставление которых должно определяться на основе принципа непрерывности. Это относится прежде всего к обороне, государственной безопасности, образованию, здравоохранению, управлению. Именно поэтому приростный метод составления бюджета, сочетающий простоту и адекватность административным функциям, стал применяться во многих странах. Однако, если ассигнования используются неэффективно или просто стали ненужными, они будут постоянно возобновляться. Для того, чтобы правильно выбрать приоритеты в области расходования средств и выявить те программы и направления деятельности, которые подлежат сокращению, при подготовке бюджета необходимо в большей степени применять аналитический метод. И в этом вопросе, по нашему мнению, важную роль могут сыграть именно казначейские органы, исполняющие бюджет путем проведения мониторинга организаций бюджетной сферы, выявления оптимальных и эффективных направлений расходов бюджетных средств.

Для примера приведем данные по структуре расходов в ВВП государственных бюджетов по отдельным статьям в разных странах.


Таблица 5

Структура расходов государственного бюджета по отдельным статьям в 1999 г., в %


Страна

Органы госуправления

Оборона

Образование

Здраво-охранение

Соцобес-печение

Культура

Сельское хозяйство

Россия

Белоруссия

Бразилия

Великобритания

Венгрия

Германия

Италия

Китай

Люксембург

США

Швеция

Япония

2,39

5,2

15,4

7,6

16,9

8,8

7,5

11,4

10,6

9,4

4,7

3,6

16,3

4,1

2,6

9,9

3,6

6,4

3,6

19,0

1,5

5,7

5,5

4,1

3,6

17,6

3,6

3,3

3,3

0,8

8,3

2,9

8,6

7,0

5,0

6,0

1,8

2,5

5,2

14,0

7,9

16,8

11,3

0,4

2,9

15,6

10,3

1,6

7,3

36,5

29,5

26,6

28,7

45,3

38,0

0,1

50,8

45,0

48,2

36,8

0,5

0,9

0,1

0,5

1,9

0,3

1,0

0,6

1,3

0,5

0,7

0,2

1,6

13,2

1,8

1,0

4,1

0,9

1,2

7,1

1,6

0,4

0,7

1,1


Данные таблицы свидетельствуют, что доли отдельных статей в государственных бюджетах этих стран существенно различаются. И связано это прежде всего с направлением социально-экономической политики, проводимой государством, и, в частности, с методами, применяемыми в бюджетной политике.

 

2011-04-01 09:00:44 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Яндекс.Метрика