Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История экономики

9. Основные направления развития Германии, Франции и Англии после второй мировой войны

9.1. Проблемы и результаты послевоенного развития Германии. Реформы Л. Эрхарда.

9.2. Экономическое развитие Франции после второй мировой войны.

9.2.1. Особенности государственного регулирования экономики во Франции. «Дирижизм».

9.3. Особенности развития британской экономики в послевоенный период.

9.1. Проблемы и результаты послевоенного развития Германии. Реформы Л. Эрхарда

Послевоенное состояние экономики Германии было крайне тяжелым. В 1946 г. промышленное производство составляло 1/3 от довоенного уровня, на десятилетия назад было отброшено сельское хозяйство, большая часть промышленных предприятий была разрушена. Высокая инфляция (600% по отношению к довоенному уровню), карточная система, разорение мелких предпринимателей, спекуляция катастрофически сказались на жизненном уровне населения. Товарный дефицит, низкая покупательная способность марки привели к натурализации товарного обмена не только в сфере потребления, но и сфере производства.

В этих условиях были решительно проведены реформы, которые обеспечили «немецкое чудо». Большое значение имела активная поддержка США в соответствии с планом Маршалла. Германии было предоставлено в общей сложности 3,12 млрд. долл.

Условия и конкретные направления реформ в Германии были разработаны профессором Л. Эрхардом. Основой реформ было представление Л. Эрхарда о социальном рыночном хозяйстве, основанном на решающей роли человека, о его естественном стремлении к личному благополучию, которое является условием и фактором общественного развития. Рыночная экономика, по мнению Эрхарда, эффективно функционирует только при реальной свободе потребления, выборе профессии и рабочего места, свободной предпринимательской деятельности и т.д.

В основе экономического возрождения страны должны были лежать свободная частная инициатива и конкуренция в сочетании с активным государственным регулированием экономики, направленным на формирование либеральной рыночной экономики, и юридическую защищенность предпринимательской деятельности. Такие меры государственного регулирования, как низкие налоги, свободные цены, антимонопольное законодательство, система льгот для частного предпринимательства, защита внутреннего рынка от внешней конкуренции, создавали условия для реализации потенциальных возможностей общества.

Реформа 1948 г. представляла собой сочетание денежной реформы и реформы цен. 21 июня рейхсмарки были объявлены недействительными и введены новые деньги - дойчмарки. Каждый гражданин страны получал 40 новых марок. Позже эта сумма была увеличена еще на 20. Пенсии, заработная плата и квартирная плата выплачивались в новых марках в соотношении 1:1. Одновременно половину сбережений и наличности разрешалось обменять в соотношении 1:10, а оставшаяся часть была заморожена и позже обменивалась по курсу 1:20. Большая часть денежных обязательств предприятий пересчитывалась в соотношении 1:10. Им ассигновались денежные средства, необходимые для выплаты первой получки, но в дальнейшем они могли развиваться только на основе своей самостоятельной коммерческой и производственной деятельности.

Одновременно проводилась и реформа цен, которые становились свободными. Отменялось административное распределение ресурсов и нормативные документы, которые ранее регулировали экономические отношения. Несколько позже были приняты законодательные акты в кредитной и налоговой политике, о мерах против произвольного повышения цен.

Реформы Эрхарда в короткие сроки дали значительные экономические результаты. Уже за два года производство потребительских товаров повысилось в два раза, исчез «черный рынок». Значительный рост производительности труда приводил к росту заработной платы, что снижало влияние инфляции. Ускоренными темпами развивалось машиностроение, приборостроение, оптика, электроэнергетика и др. Так, производство автомобилей в 1950 г. по сравнению с 1936 г. увеличилось на 60%, тракторов - на 189,8%, электроэнергии - на 61,6%. В целом в 1950 г. объем производства в ФРГ возрос на 25,8%, а в 1956 г. -превышал в два раза уровень производства 1936 г. Уже в 1952 г. при росте объемов производства, производительности труда и заработной платы прекратился рост цен, а с 1953 г. цены стабилизировались и даже снижались.

В 1947-1949 гг. была проведена аграрная реформа, сократившая число крупных юнкерских хозяйств. Основная часть земельных угодий стала принадлежать средним и мелким хозяйствам. Высокая интенсивность этой сферы экономики на основе механизации и электрификации привела к росту абсолютных объемов производства при сокращении численности сельскохозяйственного населения. К началу 70-х гг. ФРГ по количеству тракторов и комбайнов на единицу площади превосходила все страны Западной Европы.

В результате такого послевоенного курса к середине 50-х гг. по объему промышленного производства ФРГ занимала 3-е место в капиталистическом мире после США и Англии, ее доля в промышленной продукции возросла до 9,4%, а по объему золотых запасов ФРГ вышла на второе место после США.

Основными факторами, определяющими развитие ФРГ в 60-е годы были быстрое развитие научно-технического потенциала, усиление ориентации на внешний рынок, увеличение государственно-монополистического капитала. Особенностью развития научно-технического потенциала страны была ориентация в первоначальный период на внедрение иностранных патентов и лицензий. Однако опасность технологического отставания в области НИОКР потребовала усиления внимания к развитию собственных исследований. За период с 1960 по 1970 гг. расходы на это направление увеличились в 2,5 раза, а доля иностранных лицензий, используемых в промышленности, снизилась до 14%. НТР становится решающим фактором экономического роста страны. В результате структурной перестройки промышленности более чем в два раза сократилась доля добывающих отраслей. Быстрыми темпами развивались отрасли экспортной ориентации, автомобильная, химическая, электротехническая, авиационная и др. Основная часть капиталовложений направлялась преимущественно в отрасли, производящие новые виды сырья и материалов. Велика была роль иностранных инвестиций, преимущественно американских, направляемых главным образом в передовые отрасли, обеспечивающие НТП: машиностроение, нефтепереработку, химическую, электротехническую промышленности.

Большое значение для экономического роста ФРГ имело изменение государственного регулирования экономики. От использования обычных инструментов финансового, кредитного и налогового регулирования государство перешло к составлению общенациональных, отраслевых и региональных планов, предусматривающих военные расходы, научные исследования, образование, транспорт, контроль над ценами и т.д.

В 70-80-х гг. колебания и неустойчивость в мировой капиталистической экономике, развитие инфляции, массовая безработица, валютные проблемы и проблемы международной торговли привели к необходимости проведения реиндустриализации, перехода к наукоемким технологиям - информационным, ресурсосберегающим, к биотехнологии, генной инженерии, композиционным материалам и др. Значительно повышается роль малого и среднего бизнеса. Начиная с 1975 г. государство стало активнее оказывать финансовую поддержку мелким и средним предприятиям, предоставлять кредитные и налоговые льготы.

Происходит усиление государственного регулирования экономики на макроэкономическом уровне, разрабатываются долгосрочные цели и ориентиры экономического развития. Государство стало проводить политику сознательного форсирования постоянного равномерного экономического роста, включающую элементы долгосрочного и среднесрочного планирования.

Были пересмотрены государственные приоритеты в научно-технической политике, особое внимание стало уделяться разработке микропроцессорной техники, созданию современных систем связи и информации, энергосберегающим технологиям, проводится государственная поддержка подготовки научно-исследовательского персонала мелких и средних фирм. В результате к 1990 г. по затратам на НИОКР ФРГ занимала ведущую позицию вместе с Японией и добилась крупных успехов в создании наукоемких производств.

Важным элементом структурной перестройки экономики стал перенос в другие страны части промышленного производства, в основном нерентабельных и экологически вредных предприятий. В целом доля заграничных инвестиций у химических концернов составила 32,5% всех капиталовложений.

Для экономического развития ФРГ, как и для других стран, были характерны неравномерные темпы экономического роста. Подъем, длившийся 8 лет, достиг наивысшей точки в

1990 г., когда темпы роста ВНП - 4,5% - оказались максимальными за последние 14 лет. Но уже с 1991 г. в заподногерманской экономике наступает спад, и в 1993 г. начинается их снижение. Объем производства ВНП сократился на 3,7%, автомобилей - на 25%, продукции машиностроения - на 13%.

Большое влияние на экономическое развитие ФРГ оказало создание единого немецкого государства и перевод командно-административной экономики ГДР на принципы рыночного хозяйства. Была введена частная собственность, проведена денационализация государственных предприятий. При этом ГДР получила социально-экономические и политические формы организации общества сразу и в «готовом виде». Сжатые сроки переходной экономики были обусловлены интеграцией в высокоразвитую рыночную экономику, наличием правовой базы, государственных институтов, валютно-финансовой системы и т.д.

Интеграция двух стран выявила серьезные проблемы и привела к определенным негативным последствиям. На начало 1991 г. из 69 промышленных отраслей бывшей ГДР смогло успешно функционировать лишь 3, закрытие предприятий или уменьшение объемов производства приняло массовый характер. К 1993 г. сокращение общего объема промышленного производства достигло 40%. Безработица к концу 1990 г. составила 1,4 млн. человек. Из каждых 100 занятых 55 человек потеряли свои рабочие места.

Для проведения рыночных преобразований необходимы были значительные капиталовложения. Финансовые потоки из западной в восточную часть страны составляли в 1991 г. 140 млрд. марок, в 1992 г. - 152, в 1993 г. - 182, что привело к дефициту госбюджета и увеличению государственного долга.

Процесс трансформации экономических систем никогда не бывает быстрым и безболезненным и неизбежно сопровождается определенными социальными и экономическими потерями. Однако значительный экономический и научно-технический потенциал Германии, высокая квалификация и трудолюбие рабочей силы, исторический опыт развития являются весомыми аргументами дальнейшего благоприятного социально-экономического развития единой Германии.


Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль в послевоенном развитии Германии сыграли США?

2. Какие представления о роли человека и государства лежали в основе реформ Л. Эрхарда?

3. Назовите основные составляющие плана Л. Эрхарда по восстановлению экономики Германии.

4. Что представляли собой реформа цен и денежная реформа? Каковы были их цели и последствия?

5. Какие факторы способствовали структурной перестройке экономики ФРГ в 60-е годы?

6. Какие проблемы решает Германия в настоящее время?


9.2. Экономическое развитие Франции после второй мировой войны

После окончания второй мировой войны экономика Франции находилась в тяжелом положении. Почти на 70% сократилось промышленное производство, в 2 раза уменьшилось производство продукции сельского хозяйства, практически был ликвидирован торговый и военный флот, более 100 тыс. торговых и промышленных предприятий обанкротились, полностью была разрушена транспортная система.

Решение проблемы восстановления народного хозяйства в 1945-1947 гг. Франция начала на основе национализации таких отраслей, как электроэнергетика, добыча угля, газовая и авиационная промышленность, судоходство и воздушный транспорт, а также ряда банков, сберегательных касс и страховых компаний. В общей сложности национализация охватила примерно 20% производственных мощностей страны.

Национализация проводилась на основе компенсации, и полученные от нее средства вкладывали в наиболее рентабельные и прибыльные отрасли. Это позволило ускорить темпы промышленного производства, и к лету 1947 г. был достигнут его довоенный уровень.

Значительную помощь в послевоенном восстановлении Франции сыграл «план Маршалла». Франция получала от США наряду с продуктами и кредиты, основными потребителями которых стали автомобильные компании, металлургические и химические тресты. Большая часть этих средств была использована для импорта новейшего оборудования. Это в известной степени ограничивало экономический суверенитет страны, формировалась финансовая зависимость, усилились влияние США на направления экономического развития Франции и внедрение американского капитала в экономику Франции, но в тоже время позволило провести модернизацию производственного потенциала страны.

В 50-60-х гг. меняется экономическая стратегия правительства Франции. С 1954 г. в экономике страны начался период подъема. По темпам промышленного развития в 1954-1958 гг. Франция обогнала большинство капиталистических стран. Одной из причин быстрых темпов экономического роста стало обновление основного капитала, понимание бесперспективности дальнейшей опоры на ростовщичество. Основная доля капиталовложений приходилась на тяжелую промышленность и новые отрасли. К середине 50-х гг. общий объем ежегодных инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с довоенным периодом в 2,6 раза, а выпуск промышленной продукции к 1958 г. возрос более чем в два раза. При этом инвестиции (90%) в первую очередь направлялись в тяжелые отрасли промышленности, особенно на модернизацию химической промышленности, машиностроения, радиоэлектроники и приборостроения. Развитие НТР требовало структурной перестройки экономики. Быстрое развитие получают авиационная, химическая, автомобилестроительная промышленность, создаются новейшие отрасли военно-промышленного комплекса.

В этот период возросла интенсивность процесса концентрации производства, появились финансово-промышленные группы. 10% финансово-промышленных групп распоряжались 40% частного имущества и имели решающее влияние в руководстве национализированными отраслями промышленности.

Необходимость развития национальной экономики привели в значительному уменьшению вывоза капитала за границу. Экспорт капитала стал осуществляться преимущественно в предпринимательской форме. К началу 60-х гг. размер вывозимого капитала был почти в 6 раз меньше вложений французского капитала в промышленность, транспорт и торговлю.

В сельском хозяйстве завершился технический переворот, широко стала применяться сельскохозяйственная техника, возросла концентрация производства. Крупные хозяйства, составлявшие 5%, обрабатывали более 25% земли.

9.2.1. Особенности государственного регулирования экономики Франции. «Дирижизм»

В послевоенный период активно развивается государственное регулирования экономики в разнообразных формах преимущественно в общенациональном масштабе. Экономическая политика, проводимая государством во Франции в этот период, получила название «дирижизма». Для нее были характерны прямые, административные методы вмешательства государства в экономику - контроль за ценами, эмиссией ценных бумаг, кредитной деятельностью и т.д., а также активная предпринимательская деятельность государства в национализированном секторе экономики и прямое финансирование капиталовложений, развивается индикативное планирование.

Во Франции доля государственного сектора экономики была высока. В 1958 г. в руках государства находилось 97% угольной промышленности, 95% выработки газа, по 80% авиационного производства и выработки электроэнергии, более 40% автомобильной промышленности. Государство инвестировало научно-исследовательские работы в области атомной энергетики, участвовало в нефтяных компаниях, владело железными дорогами, крупными военными предприятиями, акциями крупных авиационных и морских транспортных компаний. Государство располагало 36% всего национального имущества, на его предприятиях создавалось около 13% ВНП.

Получило развитие и практическое применение государственное программирование экономики. Франции принадлежит приоритет в применении индикативных планов как метода воздействия государства на экономику. Созданный в 1946 г. специальный орган - Генеральный комиссариат по планированию -начал осуществлять подготовку планов экономического развития. Первый общенациональный план модернизации и реконструкции (план Монне 1947-1953 гг.) был направлен преимущественно на модернизацию национализированного сектора в экономике, второй план (1954-1957 гг.) был направлен на укрепление частных фирм и их конкурентоспособности, третий (19581961 гг.) определил основные направления перехода от протекционизма к открытой экономике. В 60-е годы был взят курс на создание фирм-гигантов европейского типа. В 1971-1975 гг. при реализации шестого плана предусматривалось создание компаний международного масштаба, в седьмом (1976-1980 гг.) - провозглашалась политика «промышленной переориентации».

В отношении государственных предприятий планирующие организации наделялись императивными правами.

В 70-х годах меняются ориентиры в государственном регулировании экономики. В результате реализации «промышленной переориентации» структура экономики страны стала приспосабливаться к новым условиям международной интеграции через создание транснациональных корпораций и усиление связей с мировым рынком. Стремление к формированию универсального хозяйства сменилось ориентацией на поддержку государством наиболее конкурентоспособных отраслей, в которых начинается слияние монополий различных стран. Одновременно продолжают активно разрабатываться государственные отраслевые программы в ядерной энергетике, информатике, авиастроении.

В 80-х гг. происходит пересмотр приоритетов экономического развития. Администрация президента Франции Ф. Миттерана провела более 200 реформ, среди которых следует отметить следующие:

- принятие закона о национализации (1982 г.). В отличие от «точечной» по масштабам и по отраслевому охвату национализации в послевоенный период национализация 80-х гг. охватила 5 крупнейших промышленных групп в цветной и химической промышленности, в электронике и электротехнике, в производстве стекла и строительных материалов, в сталелитейной промышленности, авиа- и ракетостроении. В октябре 1982 г. были национализированы два крупнейших филиала американской компании ИТТ. В результате во Франции сложился самый крупный государственный сектор экономики, охватывавший примерно 1/3 промышленной продукции и обеспечивавший 1/4 всего экспорта;

- для контроля за распределением кредитов в собственность государства перешли 36 банков и две крупнейшие финансовые группы - «Париба» и «Сюэз». Доля государственного сектора в сфере финансирования и кредита составила 95%. Это привело к более эффективному использованию денежных средств, целенаправленному проведению льготного кредитования;

- в производственной структуре Франции усиливается значение мелких и средних предприятий, использующих новейшие технологии. Их финансовую поддержку должны были взять на себя национализированные банки;

- в результате проведения социальных реформ был повышен минимальный размер заработной платы, на 40-50% увеличены размеры пенсий и пособий, сократилась рабочая неделя.

Успех проводимых реформ во многом зависел от сохранения устойчивых темпов роста. Для одновременного финансирования перестройки экономики и поддержания необходимого жизненного уровня необходим был ежегодный прирост ВНП в размере 3%. Однако достичь их страна не смогла. Правительство во главе с Ж. Шираком, сформированное в 1986 г., начало проводить политику, направленную на либерализацию экономики. Ее основными направлениями были:

- денационализация экономики в целях восстановления способностей фирм к гибкой реакции на изменение рыночной ситуации и ограничения роли государства при выборе экономической стратегии частными фирмами. Тенденции к интернационализации хозяйственной жизни удобнее реализовывать частными компаниями, чем предприятиями с различной формой собственности, а увеличение числа мелких акционеров должно было заложить основы «народного капитализма»;

- уменьшение регламентирования различных сфер экономической деятельности. С 1987 г. все предприятия промышленности и сферы услуг получили право самостоятельно устанавливать цены в соответствии с рыночными условиями. Государство регулировало цены на медикаменты, книги, тарифы на свет, газ, железнодорожный транспорт; были предусмотрены ряд мер по уменьшению государственного вмешательства в кредитную сферу;

- сокращение масштабов налогообложения для расширения свободы частного предпринимательства и инициативы.

Все эти либеральные мероприятия позитивно сказались на экономике Франции. В 1986-1989 гг. ежегодный прирост ВНП составлял в среднем около 3%, промышленного производства -4%, более чем в два раза выросли капитальные вложения.

В 90-х годах усиливается влияние на французскую экономику европейского сотрудничества в рамках ЕЭС. В промышленном развитии важную роль играют связи между финансовыми группами и концернами, возникает серия смешанных франко-бельгийских, франко-голландских и других «европейских предприятий». Но наибольшее влияние ЕЭС оказало на сельское хозяйство Франции, ускорило процессы концентрации и специализации. В рамках ЕЭС осуществляются также совместные научные исследования.


Вопросы для самоконтроля

1. Какие мероприятия были приоритетными во Франции при восстановлении французской экономики?

2. Каковы были цели, объекты и методы национализации во Франции?

3. Назовите основные направления стратегии правительства в 50-60 гг.?

4. Дайте характеристику удельному весу государственного сектора экономики во Франции. Какова его роль в экономическом развитии страны?

5. Дайте характеристику политике «дирижизма».

6. В чем заключался приоритет Франции в системе государственного регулирования экономики?

7. Что такое индикативное и императивное планирование?

 

2011-03-15 09:00:56 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Яндекс.Метрика