Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История экономики

8. Экономическое развитие США и Японии после второй мировой войны

8.1. Важнейшие тенденции общемирового экономического развития.

8.2. Экономическое развития США после второй мировой войны.

8.2.1. «Рейганомика»: цели и результаты.

8.3. Особенности экономического развития Японии.

8.1. Важнейшие тенденции общемирового экономического развития

Несмотря на определенные различия в послевоенном развитии стран Западной Европы, США и Японии, можно выделить общие экономические процессы, происходящие во всех развитых странах, обусловленные общими объективными тенденциями общественного прогресса. Особенно ярко эти тенденции начали проявляться в 70-90-х гг. XX века. Отметим некоторые из них:

1. Новый этап научно-технического прогресса, который в середине XX века перерос в научно-техническую революцию. НТР означала переход к принципиально новой технике и технологии, она охватила все сферы экономики, изменила функции и роль человека в производственном процессе, превратила науку в непосредственную производительную силу. Наука становится объективным фактором экономического роста.

2. Необходимость структурной перестройки экономики в соответствии с достижениями НТР. С середины 70-х гг. в развитых странах начинает осуществляться реиндустриализация, переход к наукоемким сложным технологиям - информационным и ресурсосберегающим, к биотехнологии, генной инженерии, композиционным материалам и т.п. Перестройка экономики в соответствии с требованиями НТР становится необходимым условием и важнейшим фактором дальнейшего динамичного экономического развития. Степень использования достижений НТР, практическая реализация научных открытий и разработок, комплексное проведение НИОКР и своевременное внедрение их результатов определяют темпы экономического роста, эффективность производства и, в конечном счете, уровень социально-экономического развития страны.

3. Особенностью циклического развития в послевоенный период является его связь с появлением новых производств и технологий, необходимостью структурной перестройки экономики, старением ряда традиционных производств и т.д. Меняется характер самих экономических циклов. Под влиянием мер антикризисного регулирования уменьшается глубина кризиса, не происходит «обвального « падения цен, циклы становятся более «растянутыми» и т.д.

4. Рост государственного сектора в экономике развитых стран на основе проведения широкой национализации промышленности, банков, транспорта, повышения роли государственных предприятий в создании и потреблении ВВП. Однако в 70-80 гг. эта тенденция превращается в свою противоположность - приватизацию, проводимую в ряде стран. Процесс приватизации связан с ограничением государственной предпринимательской деятельности, изменением объема и способов государственного регулирования рыночной экономики, необходимостью стимулирования частного капитала. В конечном счете речь идет о пересмотре функций и сфер государственного регулирования экономики, о более четком разделении прав, обязанностей и ответственности между государственным и частным секторами в экономике.

5. Развитие смешанной экономики, сосуществование государственного регулирования экономики с рыночным механизмом хозяйствования, сочетание конкурентного, рыночного регулирования с административным регулированием, активным использованием государством экономических инструментов для воздействия на хозяйственное развитие. При этом за рассматриваемый период меняется подход государства к методам государственного регулирования. Характерен переход от кейнсианской модели регулирования к неоклассической модели.

6. Возрастание роли среднего и малого бизнеса, развитие которого послужило одним из факторов активизации экономики многих стран. Этот сектор экономики обладает высокой мобильностью, гибкостью, приспособляемостью к изменениям рыночной ситуации, способностью обеспечивать занятость значительной части рынка труда и т.д. Одной из перспективных форм малого бизнеса является венчурное (рисковое) предпринимательство - специфическая форма организации НТП в виде небольших компаний, занятых созданием и производством нововведений. Получая средства от крупных финансовых институтов, венчурные предприятия инвестируют их в новые рисковые предприятия, осуществляющие НИОКР.

7. Усиление интеграционных процессов в Западной Европе на основе интернационализации производства, роста взаимозависимости национальных экономик, развитие процессов международной кооперации и специализации производства, международного движения капиталов и рабочей силы, усиления международных монополий.

8. Создание мировой социалистической системы, идеологическое и политическое противостояние двух экономических систем приводит к холодной войне, гонке вооружений.


Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные черты современной НТР. Какое влияние она оказывает на социально-экономическое развитие развитых стран?

2. Обоснуйте необходимость структурной перестройки развитых стран в послевоенный период?

3. Что такое смешанная экономика? Почему она развивается именно в этот период?

4. Объясните причины усиления экономических функций государства в послевоенный период. Какие модели государственного регулирования использовались в послевоенный период?

5. Каковы функции и роль малого предпринимательства в экономике развитых стран?


8.2. Экономическое развитие США после второй мировой войны

США сохранили свое мировое господство и в послевоенный период. За годы войны национальный доход США удвоился, более чем в два раза возрос объем промышленного производства. Поставки сырья, продовольствия и военной продукции стимулировали обновление основного капитала, интенсификацию сельского хозяйства и концентрацию производства. Сумма военных подрядов составила 175 млрд. долл., а чистая прибыль американских монополий - 70 млрд. долл. После войны США давали 60% промышленной продукции капиталистического мира, добывали 50% угля, 64% нефти, производили 17% зерна, 63% кукурузы. Экономическое господство США базировалось на финансовой мощи страны, концентрации 2/3 мирового запаса золота. После Бреттонвудской конференции (1944 г.), учредившей систему золотого валютного стандарта, доллар стал мировой конвертируемой валютой.

Преодолению послевоенного спада экономики способствовала реализация «плана Маршалла» (1947 г.), предусматривавшего оказание помощи европейским странам для роста производства и финансовой стабилизации, поставку в США сырья и материалов, поощрения частных инвестиций США. В результате США избавлялись от избытка продукции и смогли увеличить долю американского капитала в европейские государства. За четыре года выполнения плана Маршалла США оказали европейским странам помощь в объеме около 17 млрд. долл., причем более 2/3 этой суммы выпали на долю 4 стран - Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. План Маршалла в сочетании с реализацией западноевропейскими странами собственных программ послевоенного возрождения сыграл большую роль в экономическом развитии Западной Европы.

Стимулирующее воздействие на американскую экономику оказала и война в Корее. В промышленность США было инвестировано 30 млрд. долл., ускорилась амортизация оборудования, объем промышленного производства возрос на 37%, повысилась занятость и заработная плата. Одновременно расширялось государственное вмешательство в экономику. Законом было закреплено право государства на распределение ресурсов, строительство новых предприятий, предоставление частному капиталу льгот, введение контроля над ценами и заработной платой.

После окончания войны степень влияния государства уменьшилась, а основным методом государственного регулирования стал монетаризм. В 1953 г. были отменены все меры государственного регулирования, введенные в период войны, и правительство стало активно использовать финансовые инструменты регулирования: понижение уровня банковских резервов, с 3 до 1,75% была сокращена учетная ставка, для стимулирования инвестиций на рынок была выброшена часть валютных запасов страны. Одновременно для стимулирования инвестиций были снижены налоги на корпорации и личные доходы.

Возрастающая конкуренция со стороны других капиталистических стран и СССР, интеграция западноевропейских стран в 50-е годы существенно стимулировали ускорение НТП в США. Основой ускорения НТП, полной модернизации целых отраслей американской экономики были изменение объемов, темпов и структуры капиталовложений. Промышленность и сельское хозяйство стали функционировать на совершенно новой технической основе, что позволило повысить производительность труда и изменить подход к использованию сырьевых ресурсов. Характерной чертой НТР стала автоматизация производства, создание и использование в производстве, финансовой системе и сфере обслуживания ЭВМ. Коммерческое использование ЭВМ в США относится к началу 50-х гг.

Вместе с тем развитие НТР, создавая возможности для ускоренного роста, порождало и новые проблемы: структурная безработица и структурные диспропорции на рынке труда, разрыв между предложение товарного рынка и платежеспособным спросом населения, эксплуатация природных ресурсов и т.д. НТР и новые проблемы требовали определения новых приоритетов в стратегии управления экономикой. Для стимулирования темпов экономического роста демократическая администрация Дж. Кеннеди в начале 60-х гг. проводила политику «новых рубежей». Основной стратегической задачей правительства являлось поддержание равновесия между совокупными предложением и спросом для обеспечения стабильного экономического роста (не менее 5% в год) при высоком уровне занятости и стабильных ценах. Для ее реализации государство использовало дефицитное финансирование, инструменты бюджетной, налоговой и кредитной политики. Была введена налоговая скидка на инвестиции, сокращен срок амортизации оборудования, увеличились государственные расходы на НИОКР, вводится косвенный контроль над ценами и заработной платой. Впервые в условиях циклического подъема в 1963 г. проводится политика снижения налогов на прибыль корпораций и ставки подоходного налога.

Следующим шагом является проведение социальных реформ. Начинает реализовываться программа «великого общества», направленная на улучшение положения беднейших слоев населения. Реальные доходы ниже черты бедности имело 20% населения. Программа предусматривала профессиональную подготовку и обучение, так называемые «общинные действия», специальные программы для сельской местности и мелкого бизнеса, расширение деятельности миссионерских организаций, льготные займы фермерам и сельскохозяйственным рабочим, оказание им медицинской и юридической помощи. Реализация программы «общинных действий» предусматривала усиление эффективности и координации различных программ помощи бедным на местном уровне, широкое участие в них общественности. Федеральное правительство финансировало дошкольную подготовку детей малообеспеченных граждан, вводилось медицинское страхование для престарелых граждан. В целом на реализацию социальных программ в 1964-1968 гг. было израсходовано 10 млрд. долл. К концу 60-х гг. доля социальных расходов в федеральном бюджете составила примерно 40% его расходной части.

Развитие мирового энергетического кризиса(1973 г.) обострила ситуацию в экономике США, где он проявился с большей силой, чем в других странах, и сопровождался рядом особенностей. Так, сокращение производства происходило одновременно с ростом цен, рост безработицы не приводил к снижению заработной платы, циклический кризис перепроизводства сочетался со структурным и валютно-финансовым. Падение промышленного производства охватило практически все отрасли промышленности. Увеличение мировых цен на нефть привело к образованию значительного дефицита торгового баланса. Масштабность кризиса и его глубина, сложность и многообразие возникших проблем привели к требованиям пересмотра послевоенной политики государства.

8.2.1. «Рейганомика»: цели и результаты

Экономические проблемы 70-х гг., связанные в основном с энергетическим кризисом, привели к пересмотру теоретических основ и методов государственного регулирования экономики. Кейнсианская концепция в период правления республиканской администрации Р.Рейгана (1981-1988 гг.) сменяется неоконсервативным вариантом государственного регулирования. Теоретической основой этого курса являлась концепция предложения, которая ставит во главу угла не совокупные расходы в национальной экономике, что было характерно для кейнсианства, а сбережения, и поэтому декларирует необходимость увеличения сбережений и относительное сокращение потребительского спроса. Налоги рассматривались как главный инструмент фискальной политики государства. Достижение долгосрочного неинфляционного роста предполагает необходимость воздействия непосредственно на производство путем целенаправленного снижения налогов, сокращения уровня предельных налоговых ставок на прибыли корпораций и личные доходы. Одновременно эффективно действующим инструментом государственного регулирования становится снижение государственных расходов.

В США основные постулаты неоконсервативной теории определили концептуальную платформу консервативного поворота в экономической политике, осуществленного администрацией Р. Рейгана. Она получила название «рейганомика» и была направлена в первую очередь на рационализацию производства, его структурную и технологическую перестройку, усиление интернационализации капитала. Основными положениями «рейганомики» являлись:

- фискальная политика. Закон о налогообложении предусматривал поэтапное сокращение индивидуального подоходного налога в общей сложности с 50 до 28%. Были установлены только две ставки подоходного налога: 15% на налогооблагаемые годовые семейные доходы ниже 29 750 долл. и 28% - на доходы, превышающие этот уровень. Такая система подрывала принцип прогрессивного налогообложения, сложившийся с 1913 г., освободила 6 млн. граждан с низкими доходами от уплаты федеральных налогов. Одновременно снижалась максимальная ставка налога на доходы от капитала с 70% до 50%, были значительно сокращены сроки амортизационных списаний, увеличивались инвестиционные налоговое скидки. В целом такая налоговая политика стимулировала инвестиционную активность, повышала доходы самых богатых и улучшала материальное положение среднего класса. Принятие этих мер предполагало, что в соответствии с теорией предложения будут усилены стимулы к инвестированию, сбережению и работе и, следовательно, к экономическому росту, уменьшению безработицы, повышению производительности труда;

- ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ. Была реализована программа «нового федерализма», разделение функций федеральных, штатных и местных органов власти по реализации социальных программ;

- ограничение регулирования предпринимательской деятельности;

- проведение жесткой кредитно-денежной политики.

В результате проводимых государством мер, страна вошла в семилетнюю стадию экономического подъема. В 1989 г. ВНП превысил предкризисный максимальный уровень на 28%, объем личного потребления возрос на 1/3, было создано более 17 млн. рабочих мест, безработица - 5% - находилась на самом низком уровне после 1973 г. Экономическому подъему способствовало также завершение структурной перестройки экономики и ускорение процесса обновления основного капитала, стабилизация курса доллара, переход от относительно самостоятельного к более открытому типу экономики.

В конце 80-х годов экономика США вступила в период замедления темпов экономического роста, связанного не только с циклическими характером совокупного спроса, но и в связи с кризисными процессами в кредитно-финансовой сфере. Дефицит государственного бюджета - 290 млрд. долл., растущий государственный долг привели к сокращению инвестиционной активности в стране. В этом же направлении действовало сокращение государственного спроса на военную продукцию.

Экономический спад, затронув автомобильную промышленность США в связи с расширением экспансии японских автомобильных фирм, автоматически привел к падению производства в металлургии, а кризис в строительстве повлек за собой снижение производства стройматериалов.

В лучшем положении в этот период оказались отрасли экспортной ориентации - машиностроение и приборостроение. Увеличение экспорта одновременно с замедлением импорта способствовало уменьшению дефицита торгового баланса.

Существование в начале 90-х гг. такой важной проблемы, как дефицит госбюджета и растущий государственный долг, предопределили основную цель экономической политики демократической администрации Б. Клинтона - стимулирование инвестиционного процесса. Для экономической стратегии современной администрации США существенными являются:

- использование государственного регулирования для поддержки НИОКР, развитие государственной инфраструктуры на основе целевых капиталовложений в наиболее важные отрасли экономики, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса путем введения системы льгот и стимулов для частных инвесторов;

- усиление роли государства в решении социальных проблем общества: увеличение рабочих мест на основе развития системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, развитие системы общественных работ;

- усиление внимания к долгосрочным проблемам, более активное использование фискальных методов регулирования по сравнению с монетарными;

- сокращение бюджетного дефицита как необходимого условия обеспечения долгосрочного экономического роста.


Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику послевоенной экономике США.

2. Какую роль в экономическом развитии США сыграл «план Маршалла»?

3. Каков был механизм государственного регулирования экономики в период войны в Корее и после ее окончания?

4. Почему рост наукоемкости производства приводил к увеличению роли государства и монополий в экономике США?

5. Назовите цели и средства реализации политики «новых рубежей».

6. Какие общенациональные социально-экономические программы были реализованы в послевоенный период?

7. Назовите основные черты «рейганомики». Что является ее теоретической основой?


8.3. Особенности экономического развития Японии

После окончания второй мировой войны экономика Японии находилась в состоянии хаоса. Выпуск промышленной продукции в 1945 г. составлял 28,5% от уровня 1935-1937 гг. Если в 1948 г. в других побежденных странах объем производства приблизился к довоенному уровню, то в Японии он достиг только 52%. Чрезвычайными были размеры инфляции - к 1952 г. 1500% от довоенного уровня. Японии не была предоставлена помощь, подобная плану Маршалла. Запад ограничился гуманитарной помощью в размере 2,3 млрд. долл. В Японии не проводилась приватизация. Военный контроль, введенный в 1939-1941 гг. не ликвидировал частную собственность, а только ограничил ее свободу.

В послевоенный период политика союзных держав по отношению к Японии была определена Потсдамской декларацией. Япония была оккупирована войсками США, которые выступали от имени всех союзных держав и практически осуществляли верховную власть в стране. США начали проводить в Японии политику демилитаризации в соответствии с американскими стандартами, а правящие круги Японии видели в США не только своего союзника в мирное время, по и потенциального помощника. Для восстановления и дальнейшего развития экономики была принята программа «обратный курс» (1946-1949 гг.), в соответствии с которой в Японии был проведен ряд мероприятий, направленных на восстановление экономики:

- демонополизация экономики. Были распущены дзабайцу - крупнейшие холдинги Японии, державшие акции закрытых концернов - Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда. Их акции и другие ценные бумаги были пущены в свободную продажу. В 1947 г. начал действовать закон о запрете чрезмерной концентрации производства. Запрещалось образование холдингов, монополистических объединений и владение более 25% акций других компаний, введен контроль над слиянием фирм;

- радикальная бюджетная реформа (1950 г.). Вводились принципы строгого балансирования статей бюджета и его бездефицитности. Были прекращены выплаты компенсаций военным заводам за конверсию. Убыточным предприятиям не представлялись субсидии. Денежная эмиссия ставилась под контроль. Был принят единый фиксированный валютный курс (без обратимости иены). Японским предприятиям и банкам разрешалось вести операции на открытом рынке;

- реформа налоговой системы. Одновременно с общим повышением налогов происходил процесс их перераспределения: снижались налоги на корпорации на основе переоценки стоимости основного капитала, были отменены налоги на сверхприбыль при увеличении налогообложения трудящихся. Это создавало благоприятные условия для ускоренного накопления капитала, повышения темпов экономического роста;

- земельная реформа. Она проводилась на основе выкупа государством помещичьей земли с последующей ее продажей арендаторам. Почти полностью была ликвидирована помещичья собственность на землю и ограничены размеры земельной собственности до 3 га (на острове Хоккайдо - 12 га). К 1950 г. крестьянам перешло 60% всей арендованной земли, сформировался слой свободных фермеров. Типичным стало частное крестьянское хозяйство на своей собственной земле. Земельная реформа способствовала увеличению емкости внутреннего рынка, повысила товарность сельского хозяйства, высвободила значительные трудовые ресурсы;

- введение трудового законодательства, в соответствии с которым был установлен 8-часовой рабочий день, повышена заработная плата за сверхурочные работы, введено социальное страхование и оплачиваемые отпуска, было дано право на забастовки, вводилась охрана труда и т.д.;

- был образован «эквивалентный фонд», пополнявшийся доходами от продажи в Японии американских товаров. Средства фонда направлялись на кредитование крупных японских компаний под контролем оккупационных властей.

При перестройке японской экономики был использован опыт прямого контроля и активной роли правительства. В Японии сочетались механизм рыночного хозяйства с государственной поддержкой частного накопления. Государство применяло селективные налоговые и кредитные льготы, выборочный контроль над составом конкурентов в отраслях. По мере структурной перестройки менялись отраслевые приоритеты. В 50-е годы в центре находились базовые отрасли: металлургия, химия, гидроэнергетика, судостроение, торговый флот. В начале 60-х гг. - автомобильная промышленность, нефтепереработка и нефтехимия. В конце 60-х гг. - электроника. Структурная перестройка проходила в Японии при сверхвысоких темпах - за 1955-1970 гг. среднегодовой прирост ВНП превышал 11%, норма валового накопления приближалась к 35% и была самой высокой из всех ведущих капиталистических стран.

Большое значение для восстановления Японии имела война в Корее, начавшаяся в 1950 г. Возросший спрос на «военные» товары, продовольствие и т.п. на основе американских госзаказов привел к военно-промышленному буму в Японии. Общая сумма поступлений от США за период 1950-1953 гг. составила 2,5 млрд. долл. В результате за оккупационный период Япония не только восстановила свою экономику, но смогла создать стартовый фундамент для дальнейшего развития.

После подписания мирного договора в сентябре 1951 г. и переходом власти в стране к национальному правительству начинается новый очень важный этап в развитии страны, получивший в мировой истории названия «японского чуда». Темпы роста японской промышленности превышали темпы роста всех развитых стран. За период 1951-1970 гг. среднегодовой прирост промышленной продукции в Японии составлял 15,2%, в то время как в ФРГ - 7,4%, во Франции - 6,2%, в США - 4%, В Англии - 3%. По объему ВНП в 1969 г. Япония вышла на второе место в мире и превзошла все страны по уровню накопления капитала. В 1968 г. инвестиции в основной капитал Японии составляли 34,7% ВНП по сравнению с 14% в США.

Теоретической основой практической политики правительства в этот период стала кейнсианская теория о необходимости государственного регулирования рыночной экономики с учетом специфических этнических условий страны. Стимулируя накопления с последующим инвестированием национальной экономики, правительство проводило политику «низких процентов» на основе регулирования цен и невысоких процентных ставок. Активное проведение политики протекционизма в автомобилестроении с одновременным облегчением доступа иностранных технологий привел к быстрому развитию отрасли. Если в 1946 г. в Японии было произведено 110 легковых автомобилей, в 1962 г. фирма Тоета импортировала только 0,2% от общего импорта иностранных автомобилей в США, то в 1972 г. доля Тоеты составляла уже 16%.

60-70-е годы являются периодом быстрого развития материалоемких отраслей: металлургии, нефтепереработки, химических производств, развития наукоемких и сокращения энергоемких производств, реконструкция текстильной, судостроительной и ряда других отраслей промышленности.

Основными факторами, обусловившими быстрый экономический рост Японии в 70-х гг. являются:

- эффективное использование иностранной экономической помощи;

- первостепенное значение для быстрого научно-технического развития Японии имело умелое использование достижений мировой научной мысли на основе закупки патентов, лицензий, ноу-хау и практическая их реализация. Это позволило обеспечить экономию денежных средств и сделать на основе уже достигнутого другими странами научно-технического уровня колоссальный прорыв в науке и технике;

- стремительное развитие на этой основе собственной научно-технической базы преимущественно в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс;

- отсутствие сырьевых ресурсов. Япония импортирует 99% необходимых природных ресурсов, в том числе 100% бокситов, хлопка, натурального каучука, 99,7% нефти, 99,5% железной руды. Это делает необходимым постоянную модернизацию производства, внедрение материало- и энергосберегающих технологий;

- массовое обновление основного капитала;

- достаточно высокая норма накопления капитала;

- расширение емкости внутреннего рынка на основе роста покупательной способности населения;

- наличие высококвалифицированной рабочей силы, высокая инициативность японских предпринимателей;

- специфическая форма отношений между наемным трудом и капиталом.

Сформировалась система «патернализма», основанная на традиционных духовных ценностях японцев. Зародившаяся еще в период феодализма идея о том, что государство или хозяин обязан опекать людей им подчиненных, создавать для них условия для нормальной жизни и работы до конца дней, в модифицированной форме существует и в настоящее время. Японские менеджеры установили прямую зависимость между эффективностью работы предприятия и состоянием трудовых ресурсов. Создавая условия для труда, жизни, отдыха человека и его семьи, предприниматели получают значительные экономические выгоды.

Основными элементами японской системы трудовых отношений являются:

- система пожизненного найма, которая основана не на формальном, правовом, юридическом закреплении человека, а на реальном обеспечении заинтересованности работников максимальное время трудиться на данном предприятии и пожизненно связать с ним свою судьбу;

- система кадровой ротации, предполагающая перемещение работников по горизонтали и вертикали через каждые 2-3 года. Ротация проводится без согласия работника. Действует следующая логика: он поступил на предприятие, и с ним могут делать все, что приносит пользу компании;

- система подготовки на рабочем месте связана с четким разделением функций между школьным образованием, обеспечивающим фундаментальное обучение, и внутрифирменным, обеспечивающим профессиональное обучение;

- система репутаций, предполагающая составление четких характеристик каждого работника на каждом рабочем месте;

- система оплаты труда. Величина заработной платы работников фирм состоит из многих элементов. На формирование суммарного заработка работника влияют возраст, стаж, образование, должность и обязанности, условия труда, результаты работы, пособия на семью, жилье, транспорт.

К 80-90-х гг. Япония сумела прочно закрепиться на втором месте в мире, уступая по показателю объема внешней торговле только США и Германии. Экономика Японии характеризуется высоким удельным весом - 20% - высокотехнологичных предприятий: средства связи и спутниковое оборудование, производство медицинских препаратов, оборудования для электроники, производство электронных компонентов и деталей, медицинское оборудование и инструменты, производство оптической техники, оптических линз. По многим из этих позиций Япония прочно закрепила свое лидерство в мире.

В этот период в качестве первоочередной задачи японское правительство рассматривает рост научно-технического потенциала. Это связано с тем, что Япония, став лидирующей технологической державой, имела некоторое отставание в области фундаментальных исследований.

Япония оказывает возрастающее влияние на мировую хозяйственную систему. Важнейшее место в общемировых тенденциях имеют отношения между Японией и США, на долю которых приходится около 40% мирового ВНП и свыше 20% мирового экспорта. Япония активно проникает на внутренние рынки развитых стран. Так, в США она поставляет продукцию машиностроения, и в первую очередь легковые автомобили, а импортирует из США значительное количество сырья и продуктов питания. В середине 90-х гг. больше половины автомобилей в США были японского производства, американцы носят японские часы, смотрят японские телевизоры и т.д.

Крупная экспансия японских товаров на мировые рынки обусловлена экономическими и организационными факторами: особой системой контроля за качеством продукции (не более 0,01% брака), опережающим ростом производительности труда, меньшими потерями рабочего времени, более высоким уровнем дохода на душу населения, высоким уровнем частных накоплений.

Япония постепенно становится и мировым финансовым центром, предоставляющим капитал. В 1995 г. доля японских кредитов составила 53%. Развивается и международная деятельность японских монополий, что приводит к транснациональному их характеру. Японские монополии осуществляют инвестиции для создания производственных мощностей в США, в новые индустриальные страны - Южную Корею, Гонконг, Тайвань, Сингапур и др.


Вопросы для самоконтроля

1. Объясните взаимоотношения между США и Японией после второй мировой войны.

2. Назовите важнейшие направления преобразований экономических отношений в Японии в период восстановления.

3. Как Вы понимаете термин «японское чудо»? Какие условия экономического развития Японии предопределили его возможность?

4. Какие факторы, обеспечившие экономический рост в Японии в 70-е годы XX в., на Ваш взгляд, можно назвать специфически японскими?

5. Что такое система «патернализма»?

6. Дайте характеристику роли Японии в современном мире.


 

2011-03-15 09:00:56 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Яндекс.Метрика