Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Культурология. Ч. 1

Выразителями идеологии эпохи были поэты Вергилий и Гораций. Вергилий изображал быт крестьян, их добрые и здоровые нравы. Он был убежден, что возвращение к старым обычаям, отчасти сохранившимся в деревне, поможет возрождению римского народа. Поэму Вергилия «Энеида», повествующую о создании Рима, ставят рядом с творениями Гомера, поскольку она является не только «национальной эпопеей», но и своего рода «библией» культа Рима и Августа.

По ходатайству Вергилия в кружок Мецената был принят талантливый поэт Гораций. Вершина творчества поэта - четыре книги «Од», где он показал себя достойным наследником древнегреческих лириков. Не были чужды творчеству Горация и философские размышления, что подтверждают его «Послания». Среди них выделяется «Послание к Пизонам», известное также под названием «О поэтическом искусстве». Гораций изложил в нем свои взгляды на принципы поэзии. Он считал, что поэт не смеет довольствоваться малыми удачами, обязан сочетать талант и культуру, изучать философию, чтобы знать сущность вещей, осознавать свой долг перед родиной, семьей, друзьями.

Новым и весьма популярным жанром стал роман - латинский и греческий. До нашего времени дошли отрывки из «Сатирикона» Петрония и роман Апулея «Метаморфозы». В первом из них даны хотя и шаржированные, но вполне реалистические зарисовки римской провинциальной жизни середины I в. н.э. В романе «Метаморфозы» («Золотой осел») обыгрывается расхожий сюжет о юноше, превращенном в осла, который с помощью богини Исиды вновь превращается в человека. Эротические и сатирические сценки из этого романа часто использовались писателями в более поздние времена.

Главную роль в философии того времени играл стоицизм. Крупнейшими римскими стоиками в I-II вв. были Сенека, Эпиктети Марк Аврелий. Первый был сановником и богатым человеком, второй - рабом, а затем вольноотпущенником, третий - императором. Сенека рассматривал философию как учение о достижении нравственного идеала. Мудрец должен всеми силами служить другим людям и помнить, что он гражданин мира, а не только своего города. Сенека учил ценить каждый момент жизни, а не хлопотать об увеличении ее продолжительности. Лучшим способом сделать жизнь длиннее является умение не укорачивать ее. Сенеке принадлежат «Нравственные письма к Луцилию», ряд этических сочинений, форма которых приближается к философскому диалогу, и серия литературных трагедий, написанных в подражание Еврипиду.

Эпиктет ничего не писал. В этом он брал пример с Сократа. Как и Сократ, Эпиктет проповедовал стоическую мораль в уличных беседах и спорах. Жил он в нищете, полагая, что нужно довольствоваться малым. Человеку, учил он, нельзя считать что-либо своим, поскольку в этом мире ему ничего не принадлежит. Эпиктет сравнивал жизнь с театром, людей - с актерами. Человек должен играть роль, предназначенную ему богом. Существующий порядок изменить нельзя, поскольку он не зависит от людей. Человек не может изменить и других людей. Можно лишь изменить свое отношение к существующему порядку и к людям. Человек должен жить, сознавая, что всякую пользу и всякий вред он может ожидать только от себя самого.

Выдающимся стоиком времен ранней Империи был император Марк Аврелий (время правления 161-180 гг.). После смерти у него были найдены записки, которые составили философское сочинение, условно названное «К самому себе». Они представляют собой размышления и беседы императора-стоика с незримым собеседником.

Марк Аврелий благодарил бога за то, что полюбил философию. Философия научила его умению смотреть на каждый свой поступок как на последний в жизни. Благодаря ей он смог почитать и хранить живущего внутри гения. Марк Аврелий считал, что в душе человека есть две общие с богом черты - способность не смущаться внешними обстоятельствами и видеть свое благо в праведных мыслях и делах, ограничивая ими свои желания. А на огорчения и обиды, которые доставляют нам люди, нужно обращать внимания не больше, чем на толчки или случайные удары, которые мы можем получить во время спортивных тренировок. Лучший способ мстить - не походить на обидчика. КакиЭпиктет, Марк Аврелий был убежден, что изменять других людей, желать, чтобы они улучшились, и что-то делать для этого - пустое занятие. Полезнее заняться исправлением в самом себе того, что не нравится в других.

Эпоха ранней Империи оказалась неблагоприятной для ораторского искусства, которое было высоко развито в Риме времен республики и гражданских войн. Уже во времена известного оратора, политического деятеля и философа Цицерона наблюдался упадок риторики. Цицерон в начале 46 г. до н.э. в диалоге «Брут» связывал это с упадком республиканской свободы в годы диктатуры Цезаря. В период правления Августа ораторское искусство из средства политической борьбы превратилось в «чистое искусство». Организовывались состязания ораторов, турниры красноречия. Зал, где выступал оратор, называли «аудиториум», а преподавателя красноречия - «профессор». Ораторское искусство стало средством воспитания культуры слова, а не «культуры духа», как того хотел Цицерон. По его мнению, ораторское искусство необходимо сочетать с занятиями философией. Во второй половине I в. римский оратор и теоретик риторики Квинтилиан написал трактат «Об образовании оратора». Он развил мысль Цицерона о том, что ораторское искусство должно стать частью программы всестороннего философского образования.

Для культуры эпохи ранней Империи было характерно оформление культа цезарей, начало которому положил Август. Август принес с собой мир, и римские поэты не уставали восхвалять Августа как миротворца. Император, власть, сама Империя - этим мотивам была подчинена вся культурная политика. Человеку все вокруг должно было напоминать об императоре, о несокрушимости власти, о величии Рима. Строятся форумы, прославляющие деяния императоров, возносятся к небу колонны с памятниками в их честь (колонна императора Траяна, высота которой достигает 60 метров, покрыта рельефом, изображающим военные подвиги императора, и увенчана скульптурным портретом императора в рост). Сооружаются триумфальные арки (по обычаю, в честь победителя римляне устраивали триумфы - церемонии торжественного въезда полководца-победителя в город). Август построил величественный Алтарь Мира, а Веспасиан, явно подражая ему, соорудил Форум Мира и т.д.

 

2008-09-10 19:03:33 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41                  
Яндекс.Метрика