Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Культурология. Ч. 1

«Хлеба и зрелищ!» - в эти три слова укладывалось своеобразное «мировоззрение» этой праздной толпы, которая заполняла Рим и все свое время проводила на площадях, в харчевнях, банях, цирках и амфитеатрах, где развлекалась созерцанием конных состязаний, гладиаторских боев и травли диких зверей, привезенных из экзотических стран. Вот что, например, пишет о римских плебеях Аммиан Марцеллин: «А теперь я перехожу к праздной и ленивой черни. Всю свою жизнь эти люди проводят за вином и игрой в кости, в вертепах, увеселениях и на зрелищах. Великий цирк является для них и храмом, и жилищем, и местом собраний, и высшей целью всех их желаний. На площадях, перекрестках, на улицах и в гостиницах собираются они группами, ссорятся и спорят друг с другом. Безделье так въелось в их нравы, что лишь только забрезжит утро желанного дня конских ристаний, как все стремглав мчатся в цирк чуть ли не быстрее самих колесниц, которым предстоит состязаться». Оценка хотя и однобока, но достаточно точно отражает существовавшие нравы и порядки.

К театрам, где зрелища были более интеллектуальные, публика была довольно равнодушна, и театр никогда не имел в Риме того высокого общественного значения, какое он имел в Греции, хотя у сельских жителей пользовались большой популярностью сатурналии, театрализованные древнеримские празднества, проводимые два раза в год и собиравшие множество зрителей. По художественной и общественной значимости их нельзя сравнить с грандиозными дионисиями Древней Греции.

Но все же существовала и объединяющая тенденция, сумевшая спасти культуру Рима от деградации. Заключалась она в почтительном отношении к образцам древнегреческой культуры и попытках подражания ей. Аристократы говорили и писали по-гречески.

Скульпторы создавали копии древнегреческих скульптур. Архитекторы нарочито использовали декоративные элементы греческих ордеров, хотя функциональной необходимости в этом уже не было.

Из греческой философии в Риме были особенно распространены учения академиков, эпикурейцев и стоиков. Эпикуреизм был представлен поэмой Лукреция Кара «О природе вещей», которая отражала взгляд автора на природу и человека. Возникновение религии Лукреций объяснял страхом перед непонятными природными явлениями и перед силами рока, в существование которого он сам верил. Избавление от страха для него являлось условием счастливой и справедливой жизни.

Древнегреческая поэзия также пользовалась большой популярностью в Древнем Риме. Римские поэты охотно развивали любовные мотивы древнегреческой любовной лирики. Особенно хорошо это удавалось любимцу римлян Катуллу, который впервые решился поднять любовь на такую высоту, где не имеют уже значения ни Рим с его прошлым, ни традиции предков, ни все прочие проблемы. Образцы древнегреческой культуры стали тем объединяющим моментом, тем стержнем, который стал основой культуротворческих процессов в сложнейший период тяжелейших гражданских войн и потрясших Рим восстаний рабов (II - сер.1 вв. до н.э.). Подражая высоким древнегреческим образцам, римская культура застраховала себя от падения.

В конце эпохи Республики римская культура становится двуязычной - высшие римские фамилии по-прежнему говорят и читают по-гречески, что считается признаком образованности и хорошим тоном; в то же время благодаря деятельности ученых-филологов активно развивается латинский язык. В результате получилось, что Апулей писал по-латыни, а Марк Аврелий - по-гречески.

Немалую роль в том, что римская культура смогла выстоять в эпоху смут и сомнений, сыграл и интерес непосредственно к истории Рима. Предания старины, легенды, по мнению римского историка Саллюстия, стали лекарством от тяжелой болезни, которой болен Рим. Для него было очевидно, что государство приходит в упадок, причиной чего является порча нравов, а изучение наследия старины может способствовать излечению общества от этой порчи. Было очевидно, что спасти римское общество от разложения может лишь общая вдохновляющая идея, идея величия и вечности Рима.

Подобную идею попытался воплотить Октавиан Цезарь Август, преемник Юлия Цезаря, заложивший основу государства, которое фактически было монархией, но сохраняло еще республиканскую внешность. В течение своего долгого правления он 21 раз получал почетный военный титул императора, который тогда еще не был синонимом высшей власти. (Императором в Древнем Риме называли полководца, добившегося существенных побед и признанного войском «повелителем».) Спасительная идея была выражена в краткой формуле «паке Романа», т.е. «мир Рима». Слово «паке» имело несколько значений.

Это и мир как противоположность войне; и мир как отсутствие внутренних распрей, смут и гражданских войн; и мир как единение вокруг Рима земель, образующих Империю.

«Сэкулюм Августум» - так называлось время правления Августа. «Век Августа» стал «золотым веком» римского искусства. Этому способствовали личные качества самого императора. Воспитанный на идеях и образах греческой культуры, он покровительствовал поэтам, живописцам, скульпторам не только из-за желания прославить себя и свое правление. Это было скорее способом приобщения художников к идее «паке Романа». Те же, кто не разделял взглядов Августа, попадали в немилость. Так, поэзия Овидия, существенно отличавшаяся от официально признанного канона, не внушала симпатий Августу. Возможно, была какая-то и личная причина, но фактом остается то, что величайшего поэта Рима Август обвинил в подрыве моральных устоев общества и попросту выслал на поселение, лишив даже права свободного передвижения. Август поставил ему в вину поэму «Искусство любви», где Овидий наставлял читателей по самым разным вопросам любовных отношений.

Среди приближенных Августа своим неподдельным интересом к литературе выделялся некто Меценат. Он выполнял поручения в сфере политики, дипломатии. Меценат, который и сам писал, организовал кружок литераторов, многих из которых он рекомендовал Августу. Император принимал их у себя, читал их сочинения, давал советы.

Одним из высших достижений римской прозы эпохи Августа стал 142-томный исторический труда Тита Ливия. В творчестве Ливия в наиболее завершенной форме представлена полная нравственных поучений история Рима «от основания города». Истории Рима были посвящены труды Публия Корнелия Тацита. Свои симпатии Тацит отдавал германцам, образ жизни которых он противопоставлял римскому обществу. Известен труд Гая Светония Трансквилла «Жизнь двенадцати цезарей», который остается ценнейшим источником сведений о Римской империи в эпоху Юлиев - Клавдиев и Флавиев. До сих пор пользуется популярностью труд жившего в Риме греческого историка Плутарха «Сравнительные жизнеописания», в котором сопоставляются знаменитые греки и римляне. Творчество Плутарха выразило тесную взаимосвязь культурного развития Греции и Рима, характерную для ранней империи.

 

2008-09-10 19:03:33 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41                  
Яндекс.Метрика