Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Культурология. Ч. 1

14. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА


Культура античного Рима, пожалуй, самый сложный и даже тяжеловесный период в истории Античности. Здесь нет полета мысли и гуманистической гражданственности Древней Греции, нет смелого экспериментаторства и формотворческой изощренности эллинистического периода. Культура Рима слишком сильно обусловлена социальной и политической конкретикой, а та в свою очередь слишком противоречива, а зачастую и просто груба. Это вовсе не умаляет тех достижений в области культуры, которые у римлян были. Но в целом культура античного Рима, при всей ее грандиозности, с точки зрения духовной наполненности уступает предшествующим этапам.

Начинается история Древнего Рима с Рима царского, когда образовалось маленькое государство воинственных латинян с центром в городе Риме. В сравнении с греками римляне всегда были более практичными, суровыми и агрессивными. Отчасти это можно объяснить историей возникновения самого города. Не принимая во внимание сказочные мифы об Энее и братьях-близнецах Ромуле и Реме, можно использовать для обоснования происхождения воинственного настроя культуры Рима, например, предание о том, что Рим первоначально существовал как разбойничье поселение, с которым соседние общины не желали иметь никаких дел, и римлянам приходилось прибегать к хитрости и силе.

В конце VII в. до н.э. в Риме установилось господство этрусков, загадочного народа, проживавшего на территории современной Италии в начале I тыс. до н.э., носителя своеобразной, высокоразвитой культуры, повлиявшей на формирование многих направлений культуры Древнего Рима. Происхождение этрусков, как и этрусский язык, до сих пор остаются тайной, хотя существует около 10 тыс. памятников, созданных на этом языке. Этруски были отличными архитекторами, скульпторами, ювелирами, художниками, славились изготовлением прекрасных изделий из металла. Поселки этрусков напоминали греческие города-государства, а пантеон богов - древнегреческий пантеон. Во главе городских общин первоначально стояли цари, а с распадом родового строя власть перешла в руки аристократии. Известно, что последние римские цари были этрусками и что за время их царствования в Риме были проведены большие строительные работы: построен первый цирк, храм на Капитолии и подземный сточный канал, существующий и по сей день, - Великая клоака. Предполагают, что и бетон, так широко использовавшийся римлянами, в том числе и при строительстве в 312 году до н.э. Аппиевой мощеной дороги, был разработан этрусками.

Рим республиканский, вышедший на широкую арену мировой истории в III-II вв. до н.э., силой оружия подчинил себе огромные территории. Это совпало по времени с периодом, когда на смену первоначальному, патриархальному рабству приходит рабство развитое, многочисленное, что не могло не повлиять как на развитие древнеримской культуры, так и на характер ее носителя, свободного римлянина. Класс рабов оставался самым многочисленным на протяжении всей истории Древнего Рима. Свободные люди составляли меньшинство, к тому же во многом зависимое от своих рабов. Класс рабов, естественно, не представлял собой однородной массы ни в этническом, ни в экономическом, ни в религиозном, ни в культурном отношениях. Все это приводило к хаосу в общем состоянии культуры, которая никогда не была однородной и монолитной. Рабство, в тех масштабах и формах, которые оно приобрело в Древнем Риме, отрицательно влияло на психологию господина, давая простор для развития жестокости, высокомерия и презрения к труду как занятию низменному («рабскому»). Особенно позорным считался труд одного человека на другого, труд за плату. Исключением, возможно, являлся лишь труд юриста. Для оплаты труда этой категории служащих было введено особое слово «гонорар», что в переводе означает «почетное вознаграждение».

Для древних греков подобное не было типичным. Гесиод, который является основоположником древнегреческой этики, искренне советовал всем трудиться, потому что «человек праздный внушает отвращение и богам, и людям». В Греции пользовались почетом и уважением и скульпторы, и художники, и архитекторы, и ремесленники. Их имена греческая история бережно сохранила. В Риме хотя и было создано немало великолепных образцов скульптуры, живописи и архитектуры, мы знаем лишь имя одного Витрувия, жившего во времена Августа, архитектора-теоретика, автора труда «Об архитектуре». Но на то он и был теоретиком: труд интеллектуальный считался вполне престижным, но вознаграждения за него не причиталось. Рабовладельческий Рим эпохи республики и империи мог гордиться своей великой культурой, однако создателями ее были в первую очередь не знатные и богатые рабовладельцы, а люди, которые занимали гораздо более скромное положение. Среди них было много вольноотпущенников и рабов. Рабом, например, был основоположник древнеримского театра и первый римский драматург Ливии Андроник, вольноотпущенниками были и великие комедиографы Плавт и Теренций и т.д.

Диапазон трудовой активности свободного, полноправного римского гражданина был крайне ограничен, что неизбежно толкало его на путь поисков личной славы и почестей на поприще государственной деятельности. Римляне считали честолюбие не пороком, а нормальным качеством свободного человека. Честолюбие ни в какой мере не сдерживалось римской языческой религией, которая была в высшей степени формалистична и не включала в себя понятия морали. Отношения с богами носили характер откровенной сделки по принципу «я дал тебе, чтобы ты дал мне»: я приношу тебе жертвы с соблюдением формальностей ритуала, а ты должен выполнять мои просьбы; если ты этого не будешь делать, то я не буду тебе приносить жертвы и буду искать себе других богов. Чужим богам римляне поклонялись охотно, если считали это для себя выгодным, и презирали лишь религиозный экстаз. Таким образом, в Риме создались условия, при которых честолюбие легко могло перерасти в безудержное властолюбие. Борьба за власть часто становилась смыслом и целью всей жизни.

Римский народ (populus Romanus) официально состоял из патрициев (древней знати) и плебеев (массы свободного населения, владеющего земельной собственностью). В конце республиканского и в императорский период значительная часть плебеев, утратив свои земельные владения, превратилась в праздных людей, которых, поскольку они римские граждане, имеющие право голоса в народном собрании, государство взяло на содержание. В соответствии с законом 73 г. до н. э. каждый неимущий гражданин, проживающий в городе Риме, ежедневно получал полтора килограмма хлеба. Впоследствии императоры ввели также выдачу масла и мяса, а иногда устраивали раздачу денег. Во II - I вв. до н.э. число иждивенцев государства доходило до 200 000 человек.

 

2008-09-10 19:03:33 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41                  
Яндекс.Метрика