Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Культурология. Ч. 1

В эллинистический период расширяется сфера применения живописи. Появляются живописный портрет и пейзаж. Известны имена трех наиболее популярных художников: Апеллес, Протоген и Антифил. Апеллес был портретистом Александра Великого и первых диадохов. Благодаря его таланту живописный портрет начинает соперничать со скульптурным. Антифилу суждено было стать одним из первых в истории пейзажистов.

Благодаря знакомству с разноцветным мрамором Азии и Африки возникает новая техника живописи, которой предстояла великая будущность, - мозаика, то есть составление картин посредством сложения мелких разноцветных кусочков мрамора, а позднее - цветной стеклянной пасты, смальты. О качестве мозаики того периода мы можем судить по тем образцам, которые найдены при раскопках в Помпее. Особенно славится мозаичное изображение битвы Александра Македонского с персидским царем Дарием Ш.

Характерен для эпохи и интерес к театральным представлениям. Но размер театров уменьшается, представления становятся более камерными. Популярностью пользуются в основном комические пьесы. Эллинистическая комедия существенно отличается от классической своей тематикой. Высмеиваются теперь не общественные явления и философские школы, а свойства человеческих характеров: жадность, подозрительность, эгоизм. Самым популярным драматургом и исполнителем собственных пьес был Менандр, автор комедий «Брюзга» и «Третейский суд».

Особое место в культуре эпохи занимала литература. Распространено мнение, что эллинистическая литература уступает героически-благородным образцам архаического и классического периодов, что она безыдейна и аполитична. Но это верно лишь отчасти. Литература эллинизма достаточно точно отражает время, которое само по себе было неоднозначным. Произведения авторов предшествующих времен тщательно изучались, систематизировались, да и просто читались.

Но появились новые жанры, углубился психологический рисунок образов, было отшлифовано само по себе писательское мастерство. Литература в целом стала играть гораздо более значимую роль в жизни людей. Чтение стало традиционным домашним времяпровождением многих людей.

Из литературных направлений пальма первенства была у поэзии. Общепринятым центром поэзии стала Александрия. Высокий интеллектуализм, гражданственность и патетичность авторов прошлого более не казались привлекательными. Читатель хотел простого и обыденного. И этим желанным стало изображение любовных историй. Романтичность, изысканность, эротизм - вот характерные признаки «александрийской» поэзии.

Ее признанным главой был Каллимах, подобно многим, и ученый, и поэт. Эпосом он пренебрегал, не желая тягаться с Гомером. Его коньком были так называемые эпиллии (то есть маленькие эпосы) и элегии, в которых он воспевал чувственные радости. Сборник его элегий носил заглавие «Причины», так как их объединяло общее стремление выявить причину того или иного явления, обычая, происшествия. Им же была написана популярнейшая в те времена «Кидиппа», повесть о счастливой любви Аконтия и Кидиппы. И, наконец, он воскресил эпиграмму, найдя и в этой области многочисленных подражателей.

Другим интересным представителем эллинистической литературы был современник Каллимаха, Феокрит, создатель жанра идиллии. Поэтические творения Феокрита описывают незатейливые сценки из сельской и городской жизни, передают чувства влюбленных, но встречаются также и острые эпиграммы на недругов. Идиллическая поэзия Феокрита пользовалась такой популярностью, что этой же тематике стали охотно следовать живописцы и скульпторы. Идиллический жанр утвердился и в живописи, и в рельефной скульптуре.

Из большого числа исторических произведений эллинистического периода частично сохранились только труды Полибия, автора описания войн Рима с Карфагеном и с греческим Востоком. В эту же эпоху зарождается беллетристика. Основоположником литературной повести принято считать Аристида («Милетского», как его принято называть), автора сборника, озаглавленного «Милетские истории». Благодаря ему новелла, задорная и чувственная, стала излюбленной книгой для чтения. Начал формироваться в то время и еще один литературный жанр - роман.

Меняется и содержание философских произведений. Человек все больше углубляется в себя, в свой внутренний мир, стараясь найти возможность выстоять в сложном, изменчивом мире. Формируются два существеннейшие для дальнейшего развития философии и крайне показательные для характеристики сути эллинистической культуры философских направления: стоицизм (стоя) и эпикурейство (эпикуреизм).

Стоицизм - этико-философское направление, в основе которого лежит призыв жить согласно с природой и самим собой. Родоначальником стоицизма был Зенон из Китиона, который ок. 301 г.

до н.э основал школу в Афинах. В стоицизме нужно различать само философское направление, стою, и определенный жизненный принцип, стоицизм. Сама по себе стоя - достаточно многообразное, даже эклектичное философское течение, объединяющее вопросы религии, логики и этики. Название произошло от портика в Афинах, в котором проводил занятия Зенон. Но особой популярностью пользовалась этическая часть учения, на основании которой человеку предписывалось жить в согласии с природой, которая и является по сути божеством, воплощением добродетели. Человеческий разум стоики рассматривали как неотъемлемую часть природы, а следовательно, жить в согласии с природой для них означало жить сообразно разуму. Все безнравственные поступки - не что иное, как саморазрушение, утрата собственной человеческой природы, болезнь души. Борясь с собственными слабостями, человек проявляет силу воли и сохраняет душевную чистоту. Мир полон пороков и искушений, а задача человека - следовать природным принципам, не подчиняясь велению времени.

К этическому учению стоиков близка этика эпикуреизма. Эпикуреизм - этико-философское направление, в основе которого лежит призыв радоваться обыденному и не впадать в отчаяние. Его основатель Эпикур создал в Афинах в 306 г. школу, получившую название «Сад Эпикура». Он ввел понятие атараксии (невозмутимость, безмятежность) - идеального душевного состояния, к которому должен стремиться человек. Атараксия достигается избавлением от страха перед богами, смертью, превратностями судьбы. Эпикур говорил: «Живи незаметно!» Его этика была рассчитана на человека, для которого вдумчивое отношение к своим поступкам не является излишней роскошью и ценится им выше, чем сам поступок. Нередко из этики эпикуреизма делают неверные выводы, которые основаны чаще всего на случайных сведениях. Полагают, например, что Эпикур учил чувственным наслаждениям. Действительно, он уделял большое внимание удовольствию, наслаждению, но учил находить их даже в самом малом, в том, что дала человеку судьба, а не страдать от недостатка жизненных благ.

 

2008-09-10 19:03:33 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41                  
Яндекс.Метрика