Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Культурология. Ч. 1

Древняя Греция стала и родиной театра как художественного действа, созданного на профессиональной и структурно четкой основе. Ранее в истории культуры имела место лишь театрализация. Древние греки не только разработали сам тип представления, который был подхвачен последующими эпохами, но и стали родоначальниками нового литературно-художественного направления - драматургии, причем сразу в двух ее основных жанрах - трагическом и комедийном. Считается, что первое представление, созданное на основе заранее написанного и имеющего диалогическую форму текста, увидело свет в 537 году до н.э. Но от произведений первых драматургов ничего не сохранилось, кроме имен и названий пьес. Поэтому для нас театр начинается в классический период произведениями «отца трагедии» Эсхила, его младших современников Софокла и Еврипида, а также «отца комедии» Аристофана. Классический период, по праву считающийся временем наивысшего расцвета культуры и политической системы Древней Греции, стал и временем утверждения основ театрального искусства.

Все выше названные драматурги часто обыгрывали в своих драматических произведениях мифологические сюжеты. В трагедии это было обязательным требованием, за исключением пьес о событиях недавней героической истории Греции. Так, например, Эсхил наряду с «Прометеем прикованным» и «Орестеей» пишет трагедию «Персы», посвященную победе греков в битве при Саламине. Софокл вошел в историю литературы и театра как создатель «Антигоны», «Царя Эдипа», «Электры», а Еврипид - прежде всего как автор «Медеи» и «Ипполита». Комедии Аристофана - это ярко выраженные сатирические произведения, зло и остро высмеивающие те тенденции в общественной, политической или художественной жизни, которые лично ему кажутся достойными критики. Так, в пьесе «Лягушки» объектом его недовольства становятся софисты и Сократ, в «Облаках» - творчество Еврипида. В «Лисистрате» - самой популярной из комедий Аристофана - он выступает как ярый пацифист, критикуя популярную среди некоторых из его сограждан политику войны.

В классическую эпоху значительно преображается и изобразительное искусство. Жившие тогда знаменитые скульпторы (Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп и многие другие) и художники, произведения которых безвозвратно погибли, полностью преобразили пластические каноны древней Эллады. Божество было максимально приближено к человеку, а образы людей становились все более прекрасными и совершенными. Хорошо известны такие произведения, как «Дискобол» Мирона, «Дорифор (Копьеносец)» Поликлета, «Апоксиомен» Лисиппа. Это все спортсмены, победители состязаний. Образы и реальные, и идеальные. Это скорее идеал человека, нежели конкретный человек. Также обстояло дело и с искусством портрета. Запечатленные скульпторами лица древнегреческих политиков, философов, писателей вполне отличимы одно от другого, имеют характерные черты, но вместе с тем и похожи. Похожи своим величием и исходящим от них самоуважением. Скульптор Поликлет к тому же впервые поставил занятия ваянием на научную основу. Это тоже вполне в традициях Древней Греции, жители которой ценили реальные знания и опыт. Он основательно изучил строение человеческого тела, выведя наиболее типичные соотношения между отдельными частями тела. Все свои открытия Поликлет описал в труде «Каноны» и таким образом передал свой опыт потомкам.

Греки по сути дела стали и создателями философии как самостоятельной науки, осмысливающей и сводящей воедино различные представления о мире и человеке. С древнегреческого «философия» переводится как любовь к мудрости, а само слово впервые встречается у знаменитого Гераклита. У истоков греческой философии помимо Гераклита стоят такие личности, как Пифагор, Демокрит, Фалес.

В учении Пифагора проявилась не только связь культуры Греции с культурами Египта и Месопотамии, где он провел часть своей жизни, изучая опыт в области культуры и религии, но и дуализм, присущий непосредственно культуре греческой. Это нашло отражение в параллельном развитии религиозного культа и человеческих знаний, философии и практической мудрости. Пифагор - один из реформаторов орфического мистического культа Греции и одновременно один из основоположников греческой философии, математики и астрономии. Пифагор не оставил письменного изложения своего учения. Но, по свидетельству учеников, именно он назвал Вселенную космосом, а строение мира - стройным целым, подчиненным законам «гармонии и числа». Велика заслуга Пифагора и в создании древнегреческой системы воспитания, основанной на гармоничном развитии всех способностей человека, всех сфер человеческой личности: разума, души и тела. К сожалению, в рамках данного учебного пособия не представляется возможным даже бегло рассмотреть всех представителей греческой философии.

На площадях Афин излагал свои идеи знаменитый Сократ. Человек - не бог, но ему дана бессмертная душа - его личный бог при жизни, с которым он должен соотносить все свои помыслы и поступки. Высшее призвание человека - быть самим собой при любых обстоятельствах. Образ жизни и деятельность Сократа раздражали многих консервативно настроенных афинян, которые в 399 г. до н.э. обвинили его в непочтительном отношении к традиционным богам, в попытке ввести новых богов, в развращении молодежи философскими беседами. Большинством голосов присяжные осудили его на казнь. Помещенный в тюрьму, Сократ отказался от предложенного друзьями плана побега, считая, что нужно повиноваться закону. В назначенное время он выпил чашу цикуты - растительного яда. Сократ, по словам Цицерона, опустил философию «с небес на землю», обратил внимание философов на человека и его душу.

О человеке спорили и софисты. Алексей Федорович Лосев считал, что софистика «несомненно есть греческое Просвещение». Понимая, что главным препятствием на пути преобразования Афинского полиса выступает обыкновенный рядовой гражданин с его предрассудками, они критиковали традиционное образование, полагая, что оно угнетает в человеке живость и критичность ума. Софисты учили своих учеников мыслить, а следовательно, - сомневаться, поскольку с их точки зрения для мышления опасны не сами сомнения, а страхи перед ними.

 

2008-09-10 19:03:33 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41                  
Яндекс.Метрика