Культурология. Ч. 1
11. ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА
Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название крито-микенской или эгейской по названию объединяющего ее центры моря. Основными географическими точками этой культуры были остров Крит и города материковой Греции Микены и Тиринф. Культуру острова Крит принято называть минойской (по имени легендарного царя Крита Миноса), культуру Микен и Тиринфа - элладской.
Время возникновения критской культуры - рубеж III - II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э. Жители вынуждены были покинуть остров из-за ряда землетрясений, бросив свои жилища. Позже жизнь на Крите возобновилась, ничего великого с точки зрения культурных ценностей создано не было, а великолепные дворцы, построенные древними жителями Крита, пролежали в развалинах до начала нашего столетия, когда по воле судьбы туда попал английский ученый-лингвист А.Эванс. Рассчитывая пробыть на Крите несколько недель (он занимался расшифровкой письменных памятников древнего Крита, созданных с помощью так называемого линейно-слогового письма), Эванс задержался там на два десятилетия. Почти в первозданном виде под насыпью из песка, пыли и щебня открылись его взору дивные строения, красочные фрески, удивительной красоты и качества керамические изделия. Эванс, не будучи сам профессиональным археологом, собрал группу профессионалов, и в результате на карте истории мировой культуры появился неповторимый мир культуры древнего Крита.
Вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов. Первым из них в результате археологических раскопок под руководством Эванса был исследован и восстановлен огромный дворец - город в Кноссе (центральная часть острова). Следуя греческому преданию, Эванс назвал его дворцом Миноса, потому что архитектурное устройство этого дворца поразительнейшим образом напоминало запечатленный в древнегреческих мифах знаменитый дворец-лабиринт. С этим дворцом связаны сказания об отважном Тесее и спасшей его из заточения во дворце-лабиринте Ариадне. Здесь же, если верить мифам, обитал Минотавр - чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Кстати, судя по имеющимся данным, образ быка был особенно притягательным для жителей Крита. В честь него проводились игры и празднества. Его образ запечатлен на фресках и вазах. В образе бога-быка воплощались разрушительные силы природы. Символом же вечного обновления природы, материнства и женственности была Великая богиня (Владычица) - центральная фигура минойского пантеона богов.
Дворцы Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений. Здесь можно найти и великолепные тронные залы для торжественных мероприятий, и помещения более камерного плана. Сохранились разнообразные галереи и коридоры, открытые площадки для игрищ и театрализованных действ, лестницы и веранды. Внутренняя планировка отличалась беспорядочностью, и незнакомцу действительно было легко запутаться. Но, несмотря на это, дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствовал занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все остальные помещения. Дворцы постоянно перестраивались и становились все более пышными и объемными.
Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. На фресках изображались экзотические животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца. Галерея, ведущая в тронный зал, была расписана фигурами юношей и девушек, изображенных в человеческий рост, чинно следующих на очередное празднество. Реальные люди сливались с изображенными. Таким образом, создавалось впечатление бесконечного множества людей и особой торжественности. Тронный зал, стены которого покрыты темно-красной краской, украшают фрески, изображающие спокойно и величаво возлежащих львов. Там же можно увидеть странной формы колонны, расширяющиеся кверху.
Наиболее известная фреска Кносского дворца - «Игры с быком», изображающая религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов. На спине огромного быка мы видим выполняющего стойку на руках юношу. Рядом изображены две девушки, как бы подстраховывающие юношу. Сюжет фрески, хотя и связан с религиозным праздником, но имеет крайне светское звучание. На Крите религиозные верования никогда не были связаны с чем-либо мрачным и устрашающим. Они лишь помогали сделать жизнь ярче и красочней. Культура Крита отличалась от других культур того периода своим оптимизмом и жизнерадостностью. Здесь никогда не строили крепостные стены, храмы и напоминающие о смерти гробницы. Религиозные обряды осуществлялись на природе. От внешних врагов жителей Крита защищало море. Гробницы же были весьма скромных размеров, а их стены покрывались живописью вполне оптимистичного содержания: например, на одной из них умерший изображен стоящим у входа и приветливо принимающим подношения живых - фрукты, рыбу, цветы.
Вошел в историю изобразительного искусства и еще один шедевр критских мастеров, так называемый «Портрет парижанки». Он также выполнен в технике фрески. На одной из стен запечатлена группа женщин в нарядных легких платьях, с затейливыми прическами. Но особенно запоминается одно изображение: профильный портрет женщины с огромными глазами, пухлыми изящными ярко-красными губами и весьма радостным выражением лица. Она настолько пикантна и очаровательна, хотя и далеко не классическая красавица, что археологи из группы Эванса окрестили её «парижанкой», несмотря на то, что в то время, когда была нарисована эта дама, Парижа еще и в помине не было.
Поскольку религия была органичной и неотъемлемой частью жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти - теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром. Критские фрески сохранили образ царя-жреца, прекрасного стройного юноши с приветливо улыбающимся лицом. Воплощен ли был идеал правителя, или же цари-жрецы действительно были молодыми, воплощающими расцвет жизненных сил и человеческой красоты людьми, сейчас наверняка сказать нельзя. Но несомненно, что образы культуры Крита воспевают красоту, молодость и радость бытия.
2008-09-10 19:03:33 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |