Культурология. Ч. 1
10. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Каждая из великих классических культур Востока уникальна. По своему духовному строю китайская культура разительно отличается от индийской. Ей присущи трезвость, рационализм, высокая оценка жизни и умения жить достойно в соответствии с эталонами высшей добродетели. В отличие от индийцев, китайцев живо интересовали этико-социальные проблемы: древнекитайские философские школы спорили о том, как лучше управлять государством - на основе добродетели или на основе закона. В отличие от Индии, в Китае не было сильной и влиятельной жреческой касты. Китайские жрецы были в первую очередь чиновниками на государственной службе, а ритуал мыслился как неизменная часть государственного порядка.
Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится прежде всего к тому, что получило название «китайские церемонии». Только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения уже в древности были решительно выдвинуты на первый план, а со временем заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всех ранних обществ. Место культа великих богов, прежде всего обожествленного первопредка Шанди, занял культ реальных клановых и семейных предков, а «живые боги» были вытеснены немногими абстрактными божествами-символами, первым и главным среди которых стало безличное Небо.
Мифология и религия отступили под натиском этико-ритуальных норм на задний план. Этот процесс нашел свое наиболее полное и яркое завершение в учении Конфуция. Самодостаточность, консерватизм, любовь к четкой организации и порядку - черты китайской культуры, прослеживающиеся в течение многих веков. Эти черты были если не порождены, то по крайней мере усилены и развиты конфуцианством. Конфуцианство - одна из основных религиозно-философских систем Древнего Китая, не столько религия, сколько национально-культурная традиция, образ жизни и социальный уклад китайцев.
Основатель системы - Кун-цзы (Конфуций) (551-479 гг. до н.э.), живший в эпоху кризисов, нестабильности и смут, панацею от всех бед и средство политического и культурного возрождения Китая усматривал в строгом и неуклонном следовании обычаям старины. Сам он считал себя не новатором-творцом, а лишь передатчиком забытой древней мудрости. Преклонение Конфуция перед идеализированной древностью, кропотливое собирание древних обычаев и ритуалов стараниями его учеников и последователей превратились в канонизированные нормы и стереотипы поведения, предусмотренные «на все случаи жизни» и строго обязательные для всех. Демонстрация преданности старине, уважения к старшим, нарочитые скромность и добродетель были сутью конфуцианской «модели поведения». Основу конфуцианского учения составляют пять простых и великих добродетелей: 1) мудрость, 2) гуманность, 3) верность, 4) почитание старших, 5) мужество.
Конфуцианские стандарты включали и высокий уровень образованности: хорошего знания древних текстов, умения свободно оперировать изречениями мудрецов и писать сочинения в свободном стиле. Именно такое образование предлагала древнекитайская школа. Все дисциплины негуманитарного цикла, в особенности естественные науки, по мнению конфуцианцев, не заслуживали особого внимания.
В конфуцианстве понятие «ли» {«этика-ритуал»), включающее правила поведения, обряды, обычаи, стало высшим символом ритуализованной этики. «Правитель руководит подданными посредством ли». «Преодоление себя и обращение к ли составляет гуманность. В тот день, когда люди преодолеют себя и обратятся к ли, Поднебесная вернется к гуманности». Конфуцианство, вначале чисто философское учение, постепенно овладело и религиозными функциями, эффективно используя в своей проповеди не только разум, но и веру. Конфуцианизированные этико-ритуальные нормы и ценности стали непререкаемо обязательными для всех членов общества, от императора до простолюдина. В этом и состояла главная сила «китайских церемоний».
Итак, специфичные для китайской духовной культуры проблемы были связаны с житейской мудростью, нравственностью, соблюдением этических норм и ритуалов. Однако сильное влияние имела и школа даосов. Даосизм - другая существенная религиозно-философская система Древнего Китая. Ее основателем был легендарный Лао-цзы (604 - ? до н.э.). В центре его учения - понятие дао, Великого Пути, Верховного Закона и Абсолюта, господствующего везде, во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него: невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, безымянное и бесформенное. Оно дает начало, имя и форму всему на свете; даже великое Небо следует дао. Познать дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни. Даосизм получил популярность в народе и благосклонность императоров благодаря проповеди долголетия и бессмертия.
Великое дао порождает инь и янь - два уравновешивающих друг друга противоположных начала, символизирующие противоборство и союз света и тьмы (темное - светлое; женское - мужское; тяжелое - легкое и т.п.). Вместе они образуют «Великий предел» (Тай-цзи). Даже в китайской медицине здоровье человека объяснялось гармонией между инь и янь в его организме. Лао-цзы приписывается авторство книги «Дао дэ цзин»(«Книга о дао и дэ»), трактата о Пути и Добродетели, который является наиболее часто переводимым на иностранные языки произведением китайской литературы. Философские принципы даосизма легли в основу ряда древнекитайских единоборств (у-шу, цигун, тай-цзи-цюань). Даосский идеал - в пассивном следовании дао, природе и недеянии. Правитель ни во что не должен вмешиваться, предоставляя всему идти своим чередом: «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует...Когда правительство деятельно, народ становится несчастным», - полагал Лао-цзы.
2008-09-10 19:03:33 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |