Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Культурология. Ч. 1

В Древнем Египте существовало такое специфическое учреждение, как «Дом жизни», выполнявшее самые разнообразные функции. Там создавались гимны и священные песни, разрабатывались образцы дидактической литературы, систематизировались и хранились «магические» книги, содержавшие сведения по медицине, в которых наряду с магическими заклинаниями можно было найти и практические, экспериментально подтвержденные средства лечения. Там разрабатывались установки для деятельности художников, скульпторов и архитекторов, хотя официально утверждалось, что принципы художественного творчества были сформулированы богом Тотом. «Дом жизни» был своеобразным синтезом учебного, научно-исследовательского и идеологического заведения, ответственного в том числе и за соблюдение канонов. Художественное мышление египтян с древнейших времен в результате длительной практики выработало развитую систему канонов: канон пропорций, цветовой канон, канон композиционный. Здесь, пожалуй, впервые в истории канон становится важнейшим эстетическим принципом, определяющим творческую деятельность художника. Каноничность - четкое следование определенным правилам, канонам - существеннейшая черта древнеегипетской культуры.

У древних египтян впервые в истории культуры мы находим четко сформулированные эстетические идеалы. Практичные египтяне не были расположены делать вещь прекрасной исключительно ради красоты. Великолепные статуи Древнего царства были сделаны не для украшения рыночной площади или дворца, а для того, чтобы быть замурованными в гробницах. Этой же цели служила и настенная живопись, покрывающая стены гробниц. Египтяне верили, что все изображенное имеет силу реально существующего и станет предметно-осязаемым миром покоящегося в гробнице.

Несмотря на общепризнанный традиционализм и каноничность культуры Древнего Египта, именно там, в стране с огромным сонмом богов, впервые была предпринята попытка введения монотеизма (единобожия). Усиление могущественного и влиятельного жречества, в чьей власти были и религия, и наука, не могло не беспокоить фараонов. Конфликт - и религиозный, и светский - вспыхивает в правление Эхнатона (Аменхотепа IV, 1424-1406 гг. до н.э.) - фараона-реформатора, совершившего первую в истории попытку введения монотеизма. Бросая открытый вызов жреческому культу, он сделал попытку покончить с многобожием как фактором, препятствующим централизации, укреплению и развитию государства. Он ввел поклонение новому и единому богу - Атону. Свое прежнее имя фараон меняет на новое - Эхнатон, т.е. «угодный Атону», и основывает новую столицу и религиозный центр - Ахет-Атон. Единый Бог не имеет конкретного образа: символ его - солнечный диск, чьи лучи заканчиваются распростертыми ладонями. Эхнатон слагает вдохновенные гимны Солнцу - Атону. Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками, поэтами. Не менее смело, чем традиционную веру, Эхнатон ломает и классические каноны придворного искусства: от живописцев и скульпторов он требует следования истине. Трехметровые изображения Эхнатона бросают вызов традиции: они лишены трафаретности, подчеркнуто, иногда даже гротескно, реалистичны. Мы видим узкое асимметричное лицо с раскосыми глазами и высокими скулами, субтильное тело с большой головой, короткими ногами и несоизмеримо большим животом. Однако при всей внешней некрасивости ощущается сила духа и ума изображаемого. Возникает новая художественная школа: сюжетами становятся чарующие пейзажи, изображения царственной четы, Эхнатона и Нефертити. Создаются многочисленные портреты жены фараона и его дочерей, которые судя по всему уже не предназначаются для захоронения в гробницах. Всемирно известны портреты Нефертити, созданные скульптором Тутмесом.

Сейчас то место, где находился Ахетатон, называется по-арабски Тель-Амарна, а культура периода правления Эхнатона носит название «амарнского периода». Исследователи отмечают поразительную светскость и лиричность творений живописцев и литераторов этого периода, освященного именами Эхнатона и Нефертити.

Однако реформа, проводимая Эхнатоном, встретила глухую оппозицию не только жрецов, но и народа, недовольного закрытием храмов и поруганием прежних святынь. Консерватизм, присущий мировосприятию египтян, одержал верх. В своих начинаниях Эхнатон остался одиноким и непонятым. После смерти Эхнатона его зять, фараон Тутанхамон, чья не разграбленная гробница, найденная в начале XX века, стала археологической сенсацией, восстановил прежний культ Амона-Ра. Имя фараона-еретика было предано проклятию.

Страна начала постепенно разлагаться. Всплеск былого величия происходит лишь при Рамсесе П. Этому выдающемуся фараону-полководцу был посвящен огромный храмовый комплекс в Абу-Симбеле. Грандиозные, многократно повторенные каменные изваяния фараона, во много раз превосходящие по размерам статуи божеств, свидетельствуют о том, что египетские культурные традиции достигли апофеоза. Далее идти было просто некуда. Столь явно зафиксированное величие Рамсеса II стало памятником угасающему величию значительнейшей державы древности.

В 525 году до н.э. Египет был покорен персами. Однако устраивать пышные погребения в Египте продолжали. Большинство дошедших до нас мумий было захоронено именно в эти последние века Древнего Египта. Старые верования еще были живы, каждый, кто только мог, старался купить себе вечную жизнь и строил себе гробницу. Постепенно страна превращалась в одно огромное кладбище. Причем это было кладбище не только людей, но и животных. Своих священных быков, ибисов, кошек и других животных эти странные жители находящегося в полном упадке Египта готовили к переходу в потусторонний мир с такой же тщательностью, как и людей. Их точно так же бальзамировали, закатывали в пропитанные смолой полотняные бинты и хоронили.

Так было и тогда, когда владычество персов сменилось трехвековым эллинско-македонским господством, а сами египтяне превратились из великого народа в малоуважаемых туземцев. Униженный народ древней страны упрямо придерживался родных обычаев уже хотя бы только потому, что этим отгораживался от чужеземцев. Для греков Египет стал символом тайной мудрости. Геродот и Страбон донесли до эллинов египетские мифы. Египетской Исиде поклонялись женщины Римской империи. Библейские сюжеты связали Египет с иудео-христианской культурной традицией.

 

2008-09-10 19:03:33 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41                  
Яндекс.Метрика