Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Культурология. Ч. 1

Впоследствии от пирамид отказались вообще. Какое-то время строили более дешевые одноступенчатые мастабы (гробницы не пирамидальной формы, построенные в виде лежащего бруса с наклоненными к центру стенами), но и они не во всем устраивали египтян из-за частых попыток ограбления. На стенах одной из мастаб были обнаружено Увещевание, адресованное «живым, пребывающим [еще] на земле». «Утомившийся» обещал живому заступничество перед богами в случае благожелательного отношения к нему, в противном же случае угрожал судом перед «великим богом» или даже обещал «свернуть шею» или навлечь несчастье на земле. Судя по тому, что в дальнейшем египтяне стали вырубать помещения для захоронений в скалах или же непосредственно в земле таким образом, чтобы гробницу было трудно отыскать, увещевания вряд ли спасали гробницы от грабителей.

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует считать медицинские знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной и религией. Но именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова, опирающаяся на точные знания функций всех органов человеческого тела и возможностей их восстановления. Чего стоит тот факт, что египтяне умели делать сложные хирургические операции. Египетские бальзамировщики по сути дела являлись современными патологоанатомами. Первопричина же всех достижений в области медицины коренится в необходимости при создании мумии освобождать тело от быстроразлагающихся внутренних органов, а следовательно, - производить вскрытие тела, что категорически запрещалось многими другими культурами вплоть до Нового времени.

Из заупокойного культа родилось и искусство портрета, как живописного, так и скульптурного. Портрет в дальнейшем стал одним из главных направлений в изобразительном искусстве. Первоначально подразумевалось точное воспроизведение внешнего облика человека. Подобное отношение к задачам портрета, порождённое культовыми особенностями культуры Древнего Египта, оставалось незыблемым вплоть до начала XX века. Египтяне, хотя и доверяли бальзамировщикам, но все же хотели обезопасить себя и закрыть лицо заупокойной маской, точнейшим образом передающей его черты. Уже при жизни начиналась подготовка погребальной маски. С лица живого человека снимался слепок, затем изображение отливалось из металла и далее художники «оживляли» лицо, используя цветную эмаль и инкрустацию драгоценными камнями. Достаточно посмотреть на погребальную золотую маску фараона Тутанхамона, чтобы оценить реалистичность древнеегипетского портрета. До египтян портретное искусство хотя и существовало, но имело гораздо более условный характер.

Однако есть доказательства того, что и в Древнем Египте далеко не все воспринимали на веру и заупокойный культ, и идею бессмертия. Сохранилось, например, любопытное литературное произведение, которое известно сейчас под названием «Разговор разочарованного со своей душой». Автор анализирует и переосмысливает многое из того, что почиталось как истина, проявляя поистине философскую мудрость. Идея недоверия заупокойному культу и проповедь жизнелюбия лежат и в основе такого произведения, как «Песнь арфиста». Все на земле бренно, утверждается в «Песне». Решительно все обречено на исчезновение. Испокон веков поколения людей одно за другим нисходят в могилы, надгробные памятники разрушаются и исчезают и от этих людей не остается даже воспоминаний. Никто из умерших не явился из потустороннего мира, чтобы сказать живым об ожидающей их участи; а потому надо использовать все блага жизни - веселиться и наслаждаться, ибо ничто не отвратит неизбежную смерть.

Уже в раннем периоде Древнего Египта (Древнее царство) сформировалась и использовалась письменность, что было обусловлено государственным делопроизводством и наличием крупных хозяйств. Видное место занимает фигура писца. Писцы составляли интеллектуальную элиту общества, управляющую сложной административной и экономической деятельностью страны.

Древние египтяне писали на папирусных свитках, причем некоторые свитки достигали 30-40 метров. Но те знаки, которые воспроизводились на папирусных свитках, лишь отчасти являлись иероглифами, разновидностью идеографического письма. Знаки иероглифического письма вырезали, главным образом, на камне, и этот способ письма многие и по сей день называют рисунчатым. Для текстов, воспроизводимых на папирусе, пользовались более сложным вариантом письменности, близким к алфавитному (звуковому). Древнеегипетская иероглифическая письменность в течение 14-ти веков представляла собой волнующую загадку для европейского мира. Ученым, сумевшим разгадать тайну иероглифов, стал француз Франсуа Шампольон (XIX век). Он предположил, что иероглифы - это не письмена-рисунки (на что они так похожи по форме), а обозначения букв и слогов. Опираясь на свою догадку, Шампольону удалось расшифровать надписи на египетских памятниках и гробницах.

Раннее изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности. До нас дошли древние мифы, сказки, повести, басни, дидактические произведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика.

 

2008-09-10 19:03:33 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41                  
Яндекс.Метрика