Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Культурология. Ч. 1

Гедонизм, пронизывающий науку Птахотепа, не был исключительным явлением в стране фараонов. Напротив, жизнь и ее радостные моменты настолько ценились тогда, что египтяне решили не расставаться с ними и после смерти, создав свою, не похожую ни на одну другую версию загробной жизни. Они попытались убедить себя, что в царстве Осириса, покровителя и судьи царства мертвых, их ждет все самое лучшее из того, что окружает при жизни. Египтяне создали уникальный заупокойный культ - комплекс представлений о посмертном бытовании человека и связанных с ними предшествующих приготовлениях и ритуалах.

В начале Древнего царства считалось, что только фараоны могут войти в загробный мир, но позже это стало доступно всем. Древние египтяне совершили одну из самых странных революций. Народ Древнего Египта восстал против смерти и успешно победил ее. Фундаментальным принципом древнеегипетской культуры стала вера в возможность индивидуального бессмертия. Благодаря этому принципу древнеегипетское мировоззрение, сконцентрированное на власти фараона и богов, оставляло простым людям возможность, призвав на помощь магическую силу искусства и науки, увековечить себя. Правда, это стоило больших денег, и далеко не все оказывались в состоянии построить гробницу, оплатить труд художников по росписям ее стен каноническими сценками из реальной и загробной жизни, оплатить создание нескольких саркофагов, погребальных масок и уже потом -изготовление мумии. И все же шанс был у всех.

Правда, и здесь не обошлось без столь популярного в Древнем Египте воспитательного начала. Право на загробную жизнь получал, при условии соблюдения всех перечисленных выше пунктов, лишь тот, кто с честью выдержит суд Осириса, куда любого умершего (вернее, утомившегося - слово «умерший» египтяне не признавали, протестуя против смерти и в этом) сопровождал Анубис. Все детали длиннейшего шествия к Осирису были расписаны до мелочей. Человек должен был при жизни выучить немало заклинаний, речей, а главное - знать назубок «Исповедь отрицания», содержащую перечисление всего, что он не делал при жизни как предосудительное. Древний египтянин почти наизусть должен был знать всю «Книгу мёртвых» - литературный памятник Древнего Египта, содержащий богатейшие сведения по истории, религии, правовой и этической культуре государства.

В конце концов душа праведно прожившего жизнь человека попадала в Поля Налу, «Поля Камыша», где и происходило воссоединение с телом и начиналась блаженная загробная жизнь. Чтобы покойный мог наслаждаться отдыхом и ему не пришлось бы самому обрабатывать поля и пасти скот, в гробницу клали ушебти - деревянные или глиняные фигурки людей: писцов, носильщиков, жнецов и т.д. Богатым египтянам обычно клали в гроб 360 ушебти - по одному на каждый день года; беднякам же ушебти заменял папирусный свиток со списком 360 таких работников. Ушебти представляют интерес не только как доказательство веры египтян в реальность мифов и подтверждение их предусмотрительности, но и как первый в истории изобразительного искусства образец бытовой скульптуры, - скульптуры, изображающей человека в момент совершения обыденных действий.

При всей странности и наивности представлений древних египтян о жизни в загробном царстве заупокойный культ заслуживает большого внимания в силу ряда причин. Во-первых, через конкретику верований народа можно более точно почувствовать дух культуры в целом. Во-вторых, именно специфика заупокойного культа привела к тому, что египтяне стали первооткрывателями существеннейших направлений как в науке, так и в искусстве.

Египтяне были истинными новаторами в области мумификации, искусстве создания мумий. В соответствии с их верованиями, для того чтобы душа, Ба, сумела найти тело, в которое ей предстоит вернуться, нужно было сохранить нетленным само тело. И ученые Древнего Египта неустанно трудились над решением этой проблемы. Задача, не выполнимая без открытий в области химии, биологии, медицины и хирургии. Египтяне многое перепробовали в надежде защитить тела от разложения. Они постепенно узнали, что недостаточно вынуть из тела внутренности и залить вместо них смолу, а на месте сердца поместить вырезанного из камня священного жука-скарабея. Недостаточно вымачивать тело в содовом растворе, натроне, а потом его бальзамировать, т.е. пропитывать смесью эфирных масел и смолы. Надо еще обмотать тело воздухонепроницаемыми - для этого их пропитывали смолой и мастикой - полотняными полосками, бинтами так, чтобы не было видно даже лица. Только в этом случае тело превращалось в не разлагающуюся мумию.

Большие надежды возлагались и на каменные сооружения, хранящие и защищающие мумию. Насколько прочна гробница, столь же длительное время будет существовать и нашедшая себе в ней пристанище душа. Наивнейшие представления привели к созданию восхищающих и по сей день шедевров архитектуры. Среди них особой известностью пользуются пирамиды в Гизе. Каким образом древним египтянам удалось создать столь грандиозные сооружения, не разгадано до сих пор.

Возьмем, например, самую большую пирамиду- пирамиду фараона Хуфу (по-гречески - Хеопса), возведенную около 2600 года до н.э. На ее постройку пошло около 2 миллионов 300 тысяч каменных блоков и плит. Каждая сторона пирамиды имеет ширину в 232,5 метра (сейчас - 230), высоту в 146 метров (сейчас 137). Грани ее повернуты к четырем сторонам света. Каменные блоки вытесаны, отшлифованы и подогнаны таким образом, что их углы и кромки безупречно совпадают. Пирамиду в свое время венчала высеченная из красного гранита верхушка, она была облицована тонко отшлифованными облицовочными плитами из белого известняка. Вряд ли сегодня возможно построить что-либо подобное.

Пирамида Хефрена известна расположенным неподалеку от нее сфинксом, скульптурным изваянием фантастического существа с головой человека и телом льва. По одной из версий - это страж гробницы, имеющий лицо «утомившегося» фараона. Сфинкс - один из традиционных типов древнеегипетской скульптуры. Сохранились портретные изображения и других фараонов в обличий сфинкса, а в Луксоре существует целая долина сфинксов, которых Гегель воспринимал как своеобразный символ древнеегипетского величия и загадочности.

Однако первой из шестидесяти с небольшим дошедших до нас пирамид была пирамида фараона Джосера. Автором ее проекта являлся Имхотеп, сановник фараона Джосера, сведущий во многих науках, но прославившийся больше всего как врач и зодчий. Это шестиступенчатая, прямоугольная, высотой в 60 метров пирамида, точнее, шесть поставленных одна на другую уменьшающихся кверху мастаб. И хотя в ее конструкции для современного человека ничего загадочного нет, уровень познаний Имхотепа и его помощников в области геометрии и математики, как и дерзновенность замысла, удивляет и сегодня.

 

2008-09-10 19:03:33 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41                  
Яндекс.Метрика