Шпаргалка по философии
56. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ. (PERSONALIA) ИТАЛИЯ
Данте Алигьери (1265-1321) - «Божественная комедия», статьи - итог средневековой культуры, синтез поэзии, философии, теологии. У человека - двоякая природа - смертная и бессмертная, двойное предназначение:
1) земная добродетель;
2) посмертное - по Божьей воле.
Два пути:
1) «философских наставлений» - в гражданском обществе под предводительством государя, открыт благодаря человеческому разуму;
2) «наставлений духовных, превосходящих человеческий разум» - в вере под руководством церкви, открыт благодаря Духу Святому. У человека - свободная воля, определяющая его достоинство и ответственность за содеянное.
Франческо Петрарка (1304-1374) – двойное предназначение человека, чья земная жизнь самоценна. Отказ от схоластики Аристотеля.
К. Салютати (1331 -1406) - развитие и оформление гуманистической программы А. Данте и Ф. Петрарки Жизнь дана Богом. Главное – воспитание нового человека, обладающего humanitas - способностью к добродетели, вырабатываемой упорным трудом в образовании и работой души в жизни. Главные науки - гуманитарные: грамматика, риторика и философия, центр которой (этика) - путь к совершенству.
Основные идеи гуманизма развивались в творчестве Дж. Бруно (1548-1600), Лоренцо Валла (1407-1457), М. Фичино (1433-1499), Помпонацци (1462-1525), Пикодела Мирандолла (1463-1494).
Обосновывая идею свободы и достоинства человека, они пытаются сплавить воедино наследие Платона и Аристотеля, каббалу, зороастризм, герметизм - утверждение возможности магического воздействия на природу.
На более глубоком уровне поиск метафизических оснований гуманизма:
1) Николай Кузанский (1401-1464);
2) Джордано Бруно (548-1600).
1. Кардинал католической церкви - его метод аналогичен математическому - состояние ученого незнания: осознание структурной диспропорции между конечным человеческим разумом и бесконечностью, в которую он включен и куда стремится. Конечный разум приближается к бесконечному, к Богу, постигая его как единство противоположностей. Конечные вещи связаны с бесконечностью, с целым. Каждая вещь и человек в свернутом виде содержит весь мир, как микрокосм. Человеку - микрокосм и на другом уровне: обладая разумом и сознанием, он включает в себя образы всех вещей - действительных и возможных.
Человек создан для творчества. Пока мир был геоцентричным, человек являлся центром физических и смысловых связей мирового целого. После замены Н. Коперником (1473-1543) геоцентризма гелиоцентризмом все изменилось.
2. Дж. Бруно считал, что Вселенная содержит множество солнц и планет вокруг них. Центр - нигде и везде. Бесконечная Вселенная - порождение бесконечной мощи Бога. Формы жизни присущи всем природным вещам. Разумная жизнь есть не только на Земле. Человек - конечное существо со смертной душой. Бессмертна разумная безличная часть души. Личная смерть неизбежна. В ожидании ее человек должен быть занят творческим созиданием на основе познания. Цель - высшая ступень познания и совершенствования, самоотверженность и подвижничество - состояния героического энтузиазма. Возрождение в Италии завершается гимном разуму, способному без опоры на Откровение постигать бесконечную Вселенную.
2009-06-29 16:17:46 Шпаргалки — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |