Шпаргалка по предпринимательскому праву
8. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Правоотношения каждой отрасли права имеют свои субъекты, специфические объекты, а также выделяющиеся по своему содержанию и конструкции субъективные права и юридические обязанности. Предпринимательские правоотношения представляют собой форму существования предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения - урегулированные нормами предпринимательского права общественные отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики.
Виды предпринимательских правоотношений:
1) отношения, связанные с организацией предпринимательской деятельности;
2) непосредственно предпринимательская деятельность, в ходе которой достигается получение прибыли,
3) государственное регулирование предпринимательства.
Содержание предпринимательских правоотношений составляют
1) субъекты правоотношений;
2) объект правоотношений;
3) субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений.
Права и обязанности - меры возможного или должного поведения.
Особенность предпринимательских отношений по сравнению с гражданскими отношениями - их субъектный состав.
Предпринимательской деятельностью могут заниматься юридические лица, а также граждане без образования юридического лица (ст. 23 ГК РФ) В предпринимательских отношениях за основу берется понятие «хозяйствующий субъект». Хозяйствующий субъект - лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие «хозяйствующий субъект» шире понятия «предприниматель». Так, некоммерческая организация - учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте. Объект предпринимательских правоотношений - то, на что направлены предпринимательские права и обязанности субъектов правоотношений. Объекты предпринимательских правоотношений:
1) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное движимое и недвижимое имущество;
2) действия субъектов;
3) собственная деятельность субъекта предпринимательского права;
4) нематериальные блага, используемые при ведении предпринимательской деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и др.).
Основанием возникновения предпринимательских правоотношений служат:
1) юридические факты - предусмотренные нормами российского предпринимательского права действия или события, вызывающие изменение или прекращение у отдельно взятых юридических или физических лиц хозяйственных прав и обязанностей;
2) действия - осознанные акты граждан, которые направлены на возникновение правоотношения.
Действия участников предпринимательских правоотношений подразделяются на:
1) правомерные акты, не противоречащие нормам права:
а) предписания;
б) соглашения (договоры);
в) разрешения;
г) акты одностороннего характера;
2) неправомерные, нарушающие нормы права.
События - независимые от воли и сознания граждан изменения окружающей действительности (пожар, наводнение, стихийные бедствия и т.д.).
2009-03-09 02:32:29 Шпаргалки — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 |
76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 |