Шпаргалка по обществознанию
68. Мораль, нравственность
Жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным принципам, что изучается этикой.
Слово «этика» вошло в научный обиход из французского языка, а во Францию - из Древнего Рима. Однако науке известен и более ранний источник - Древняя Греция, где существовало понятие «этос», в далекие времена означавшее местопребывание, жилище, а также логово зверя, птичье гнездо. Со временем оно приобрело более глубокий смысл, означавший уже не просто некое местопребывание, а устойчивую внутреннюю природу какоголибо явления - характер, обычай, образ жизни, внутренний нрав, темперамент.
Слово «этос» постепенно начинает приобретать нормативный смысл, т.е. означать правило жизни, поведения.
Слово «этос» в его новом значении послужило основой для образования еще более сложного понятия «этика». Аналогом слов «этос» и «этика» в латинском языке стало понятие «мораль» (от лат. moralis - относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам), а в русском - нрав.
Позднее в ходе развития истории и культуры понятия «этика», «мораль», «нравственность» стали приобретать различные смысловые оттенки, хотя по своему происхождению они приблизительно однотипны.
Следует отметить, что в живом языке все эти термины перекрещиваются и являются взаимозаменяемыми. Но в научном плане они неоднозначны. Словом «этика» называется учение о морали. Вокруг понятий «мораль» и «нравственность» ведутся научные споры.
Основными оценочными категориями этики и морали являются: добро, зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни.
В морали заключается общечеловеческое ядро ценностей, нравственных идеалов и принципов. В ней находят отражение общепринятые нормативы поведения и оценки человеческих поступков.
Нравственность проявляется в отношении человека к своей семье, народу, родине, другим народам. Она распространяется и на отношение личности к самой себе.
Нравственные нормы выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному.
Соответственно и нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеально-духовный характер: человек должен осознать оценку его поведения общественным мнением, принять ее и скорректировать свое поведение на будущее.
Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятие решения и ответственности за содеянное.
Нравственные нормы, принципы и оценки в конечном счете выражают и закрепляют правила поведения, которые вырабатываются людьми в труде и общественных отношениях.
2008-09-18 09:29:18 Шпаргалки — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 |
76 | 77 |