Шпаргалка по обществознанию
64. Правотворчество
Среди многообразия правовых явлений, охватываемых понятием «правовая система», правотворчество занимает одно из центральных мест. Оттого, в какой мере действующие нормы права - от закона до инструкции - выражают потребности и интересы общества, эффективно воздействуют на людей, зависит и достижение целей, на которые направлены нормы. Нормотворческая деятельность образует начальный этап процесса правового регулирования, к которому относятся также правореализация и правоприменение.
В буквальном смысле слова правотворчество - это процесс создания правовых норм, получающих закрепление в издаваемых правомочными органами законах и подзаконных актах.
Часто понятие правотворчества связывается прежде всего с процедурно-процессуальной деятельностью различных государственных органов.
Но не менее распространено мнение, согласно которому правотворчество охватывает весь процесс создания правовой нормы, начиная от зарождения идеи о ней в связи с выявлением потребности в правовой регламентации соответствующих общественных отношений и заканчивая ее принятием и введением в действие.
Надлежащая организация правотворчества - необходимое условие качества и эффективности результатов правотворчества - законов и подзаконных актов.
В идеале перед законодателем в процессе правотворчества всегда стоит задача максимально точного отражения в нормативных правовых предписаниях явлений общественной жизни и правильного реагирования на возникающие проблемные ситуации.
Качественные характеристики декларативных нормативных правовых актов и законов наиболее ущербны.
Специфика всех декларативных законов и норм с правовой точки зрения состоит в том, что они не снабжены механизмом их реализации. Более того, значительная часть декларативных норм вообще не обладает регулятивными свойствами, поскольку представляет собой переложенные на язык закона политические лозунги и программы.
Наряду с «нормами-целями» многие декларативные нормы провозглашают закрепление за гражданами и организациями больше прав и возможностей, чем политическая, экономическая и социальная действительность страны может в данный период представить и гарантировать.
Часто недостаточное внимание уделяется обеспечению внутренней согласованности, беспроблемности и научной обоснованности принимаемых нормативных правовых актов. Законы и подзаконные акты могут расходиться с положениями конституции - основного закона страны.
В этих условиях возрастает роль юридической науки в деле оптимизации правотворчества и повышения качества его результата - законов и подзаконных актов.
2008-09-18 09:29:18 Шпаргалки — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 |
76 | 77 |