Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Шпаргалка по обществознанию

50. Разделение властей


Общепризнанной нормой в демократических государствах является принцип разделения властей. Чрезмерное сосредоточение власти в одних руках, монополия какого-либо органа политического управления на власть рассматривается как самая большая опасность, угрожающая демократическим принципам.

Теория разделения властей предполагает наличие закрепленных полномочий исполнительных, законодательных и судебных органов, позволяющих политическим институтам, будучи независимыми друг от друга, в рамках своей компетенции контролировать друг друга и препятствовать опасной для демократии концентрации власти в руках какой-либо одной из ее ветви.

Принципы формирования и взаимоотношения органов власти различны. Однако общим правилом является то, что законодательная власть контролирует исполнительную и обе они неукоснительно придерживаются рамок закона, за выполнением которого наблюдает судебная власть, не зависящая ни от законодательной, ни от исполнительной власти.

Главенствующую роль в системе органов власти сторонники теории разделения властей отводят парламенту, относя к его компетенции сферу законодательства и тем самым предоставляя ему право определять границы деятельности исполнительной и судебной власти.

Парламент - высший законодательный орган государства, представительный общенациональный институт, избираемый на основе всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования.

Современные парламенты, как правило, состоят из двух палат. В федеративных государствах наличие двух палат позволяет сочетать принцип представительства населения страны в целом с представительством земель и иных образований, входящих в состав федерации.

Существенная роль в системе разделения властей отводится судебной власти. Но по вопросу о значимости судебных органов в системе разделения властей следуют не всегда равнозначные ответы. В одних случаях акцент делается на том, что в системе разделения властей суд должен выступать своего рода гарантом сложившегося между ними равновесия.

В других случаях суд рассматривается как институт, выступающий в качестве посредника между законодательной и исполнительной властями. Но при этом иногда указывается, что суд не справляется сданной задачей. В третьих случаях суд представляется в виде института, призванного приспосабливать государственную структуру к конституционным требованиям разделения властей. Различные точки зрения существуют и по вопросу о соотношении законодательной и исполнительной властей. Проблема оптимизации властей сохраняет актуальность и ныне.

 

2008-09-18 09:29:18 Шпаргалкивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75
76 77                                              
Яндекс.Метрика