Шпаргалка по обществознанию
32. Социальный статус и социальная роль
Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с другими людьми, участвует в совместных действиях. Для анализа включения индивида в различные социальные группы используют понятия «социальный статус» и «социальная роль».
В пространстве социальных связей и взаимодействий поступки людей, их отношения друг с другом в решающей степени определяются положением (позицией), которую они занимают в обществе и социальной группе.
Определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей, называется социальным статусом.
В статусе фиксируется тот набор функций, который должен выполнять человек в социальной группе, обществе, и тех условий, которые должны быть представлены ему для осуществления этих функций. Социальный статус характеризует место личности в социальной стратификации общества, ее деятельности в различных сферах общественной жизни, оценку этой деятельности со стороны общества. Социальный статус отражается как во внутренней позиции (установках, ценностных ориентациях), так и во внешнем облике (одежде, манере поведения и иных знаках социальной принадлежности).
Но деятельность человека многофункциональна. Следовательно, человек имеет множество статусов. В этой совокупности чаще всего выделяют ключевой, главный или интегральный статус, характерный для данного индивида.
Часто бывает, что главный статус обусловлен должностью человека, его профессией, это может быть и расовая принадлежность, и социальное происхождение.
Каждый человек в течение своей жизни выступает в различных социальных ролях, т.е. обладает определенным набором качеств, необходимых для выполнения его функций. Ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, называется социальной ролью.
Социальная роль - это модель поведения, ориентированная на статус. Социальную роль можно рассматривать как статус в движении, статус в его реальном осуществлении.
Роль уже статуса. Каждый статус для своей реализации требует множества ролей.
В ролевом поведении значительное место занимают нормы, которые усваиваются индивидом в основном через обучение. В ходе ролевого обучения индивиды учатся не только выполнять обязанности и осуществлять права, но и приобретают установки, соответствующие данной роли. Обучение большинству ролей начинается с детства.
По мере взросления человека процесс ролевого обучения усложняется.
Но человек нередко дистанцируется от роли, ведет себя вопреки требованиям норм и ожиданиям людей.
Если человек не играет роли в соответствии с ожиданиями, он вступает в определенный конфликте группой или обществом.
2008-09-18 09:29:18 Шпаргалки — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 |
76 | 77 |