Шпаргалка по истории политических и правовых учений
61. Аналитическая юриспруденция
Современная аналитическая юриспруденция является модификацией новейшего юридического позитивизма, однако в своих методологических и концептуальных характеристиках она восходит к работам Дж. Остина.
Для такой юриспруденции характерно восприятие права как некой совокупности норм, упорядоченной системы законов и отраслей права. При этом закон воспринимается как словесное выражение мысли законодателя. В совокупности законов имеется своя внутренняя логическая связь и своя более или менее совершенная система соподчинения и распределения. Но такая система законов не может быть последовательно логической и разумной, поэтому задача юристов и науки состоит в том, чтобы содействовать избавлению системы от противоречий и пробелов.
Из этого анализа и толкований рождается то совокупное знание и умение, которое называют догмой права или догматической юриспруденцией.
Для догматического понимания права характерна формула Дж. Остина - «право есть повеление суверена».
В XX в. эти идеи были подхвачены и отчасти перетолкованы в работах англичанина Герберта Харта.
Последний рассматривает право как формально-логическую систему первичных и вторичных правил.
Первичные правила представляют собой такие законодательные установления, которые были изготовлены суверенным органом (т.е. парламентом), и вследствие этого обстоятельства возникли определенные обязанности и правомочия.
Вторичные правила состоят из трех разновидностей: правил признания, правил изменения и правил вынесения судебного решения. Последняя разновидность, по сути дела, предстает правилами о правилах, т.е. такими правилами, которым должны следовать в процессе применения или толкования закона.
Правила изменения означают согласованные правила, предусмотренные на случай необходимых изменений в действующем законе. Правила признания составляют характерную черту современной позитивистской школы права. Закон является законом лишь при условии, если он признан таковым, поскольку он исходил из признанного, учрежденного и в этом качестве воспринимаемого источника права.
Ближе всего к Дж. Остину Г. Харт стоит в вопросе об истолковании взаимоотношений права и морали.
По мнению Харта, в любой системе позитивного права можно обнаружить «минимальное содержание естественного права».
Большое распространение и дальнейшие модификации получила его классификация правовых правил на первичные и вторичные. Отсутствие вторичных правил, согласно Харту, есть признак правовой системы примитивного, традиционного сообщества.
2008-09-16 20:41:06 Шпаргалки — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 |