Шпаргалка по истории политических и правовых учений
Французский либерализм
42. Политико-правовые идеи Б. Констана
Бенжамена Констана (17671830) считают духовным отцом либерализма на европейском континенте.
Стержень политико-теоретических конструкций Констана - проблема индивидуальной свободы. Для европейца Нового времени - эта свобода есть нечто иное, нежели свобода, которой обладали люди в античном мире. У древних греков и римлян она заключалась в возможности коллективного осуществления гражданами верховной власти, в возможности каждого гражданина непосредственно участвовать в делах государства. Вместе с тем свобода совмещалась с почти полным подчинением индивида публичной власти. Свобода же современного европейца - личная независимость, самостоятельность, безопасность, право влиять на управление государством.
Прямое постоянное участие каждого индивида в отправлении функций государства не входит в ряд строго обязательных элементов данного типа свободы.
Материальная и духовная автономия человека, его надежная защищенность законом стоят у Констана на первом месте и тогда, когда он рассматривает проблему индивидуальной свободы в практически-политическом плане. С его точки зрения, этим ценностям должны быть подчинены цели и устройство государства. Естественным ему кажется такой порядок организации политической жизни, при котором институты государства образуют пирамиду, вырастающую на фундаменте индивидуальной свободы, неотчуждаемых прав личности, а сама государственность в качестве политического целого венчает собой систему сложившихся в стране различных коллективов (союзов) людей.
Констан уверен в том, что люди, будучи свободными, в состоянии самостоятельно и разумно реализовать себя в жизни. Они способны за счет своих индивидуальных усилий и без воздействия какой-либо надличностной силы обеспечить себе достойное существование. Границы народного суверенитета должны кончаться там, где начинается «независимость частного лица и собственная жизнь». Недопустимо ослаблять силу того государства, которое действует сообразно указанным прерогативам.
Политическим идеалом Констана никогда не было государство пассивное и маломощное. Современное государство должно быть по форме конституционной монархией. В лице конституционного монарха политическое сообщество обретает, согласно Констану, «нейтральную власть». Она вне трех «классических» властей, независима от них и потому способна (и обязана) обеспечивать их единство, кооперацию, нормальную деятельность. Наряду с институтами государственной власти гарантом индивидуальной свободы должно также выступать право. Право противостоит произволу во всех его ипостасях.
2008-09-16 20:41:06 Шпаргалки — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 |