Шпаргалка по истории политических и правовых учений
Ислам
38. Политические и правовые идеи ислама
В начале VII в. на Аравийском полуострове начинается процесс объединения разрозненных арабских племен и процесс образования арабского государства. Возникает совершенно новая идеология, которая пришла на смену арабскому политеизму, - ислам.
Автор ислама Магомет. В 40 лет он пришел к выводу, что единый бог - Аллах сделал его своим избранником с целью распространения среди людей истинной веры. Он явился автором Корана. Каждая проповедь Магомета была кораном (лекцией), потом так стали называть всю совокупность его лекций. Магомет был и светским, и политическим лидером. Ислам обосновывал идею теократии. Аллах и его посланник, управляющий по воле бога, определяет положение власти. Ранний ислам исходит из того, что вся светская и духовная власть принадлежит только пророку, а после его смерти - халифам (его заместителям). В действительности власть стала переходить к светским правителям. Они сказали: нет власти не от бога.
Покорность смирения перед насилием и бедностью.
Смысл существования - в потустороннем мире. Защита собственности - сущность государства.
Комментарием к Корану являются книги шариата (верный путь к спасению). Шариат - мусульманский правовой кодекс. Основными направлениями ислама являются суннизм и шиизм.
Недовольство Персии арабами выразилось в появлении нового идеологического течения - шиизма.
Шииты по-своему трактуют положения Корана, противопоставляют свои священные предания суннитскому. Они выдвинули положение о сущности 12 имамов (династий). По их учению, 12й имам скрылся для того, чтобы вновь вернуться на землю и принести с собой справедливость и правду. Современный Иран - шиитское государство.
Арабские мыслители стремились отделить политику от религии: Ибн Русид, Ибн Халдун.
Большая часть сочинений Ибн Русида - комментарии к трудам Аристотеля. Структура идеального общества - три сословия:
1) производят материальные ценности;
2) обеспечивают защиту от врагов;
3) осуществляют воспитание и обучение граждан.
Критикуя мусульманскую идеологическую традицию, Ибн Русид считал, что представители духовенства должны быть отстранены от политической власти, глава государства должен избираться из числа наиболее способных граждан и выступать в обществе в качестве светского государя. Он должен опираться на светские законы.
Ибн Халдун считал, что объединение людей в общество не имеет божественного происхождения.
Причина - взаимопомощь в добывании жизненных средств. Сущность государства состоит в охране частной собственности.
2008-09-16 20:41:06 Шпаргалки — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 |