Шпаргалка по истории политических и правовых учений
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ XIV-XVIII вв.
21. Общественно-политическая мысль в период образования и развития Московского государства (XIV-XVII вв.)
Главный акцент в период образования, развития Московского государства делается на взаимоотношениях церковной и светской власти и на создании их правового и социального статуса. Наиболее известными политическими течениями, рассматривающими эти вопросы и представляющими полярные точки зрения, были течения нестяжателей и иосифлян.
Нестяжательство. Представитель - Нил Сорский. В центре его теоретических построений стоит индивидуальный обладатель комплекса неизменных психобиологических пристрастий. Он выделяет:
1) чревообъедение;
2) блуд;
3) гнев;
4) печаль;
5) уныние;
6) тщеславие;
7) гордость;
8) сребролюбие.
Наибольшей критике подвергалось сребролюбие. Сребролюбие порождает стяжание - наиболее гибельное качество для людей. Идеальной формой организации общества нужно считать раннехристианскую общину, причем основой этой организации является общинная собственность и обязанность трудиться для всех. Все виды трудовой деятельности приемлемы, главное - не допускать присвоения чужого труда. В силу своих убеждений Сорский отрицает монастырские формы организации монашества, так как она склонна к сребролюбию и стяжательству.
Сорский был против гонений людей за их убеждения. Каждый человек имеет право на свободу воли.
В противовес нестяжателям выступают иосифляне (стяжатели). Их доктрина была изложена Иосифом Волоцким.
Церковь должна быть выше светской власти. Разрабатывая эту теорию, Волоцкий формирует понятие власти. Источник происхождения государственной власти - воля Божья, но ее носитель только человек, он равен всем людям, над которыми его возвышают данные ему полномочия. Выводы:
1) властвование по естеству своему равно подвластным, а значит, употребление власти должно быть ограничено;
2) властитель может совершать ошибки как каждый человек, за что должен нести ответственность. Царь властвует над телом. Та же часть человека, в которой он равен Богу (душа), недоступна царским повелениям. Над душой человека властен только Бог и священник. Если царь может личные страсти подчинить основной задаче - обеспечению наибольшего блага подчиненных, в этом случае его власть неоспорима. Если нет, то такому царю можно оказать сопротивление.
Волоцкий - первый в русской политико-правовой литературе начал обсуждать и критиковать личность и действия правителя. Субъективно он вводит критерии, ограничивающие светскую власть в пользу духовной, что само по себе послужило почвой для критики тиранической организации и методов правления.
2008-09-16 20:41:06 Шпаргалки — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 |