Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Шпаргалка по истории политических и правовых учений

14. Средневековые ереси


Становление и развитие феодализма с его четко выраженным сословным делением, при котором все блага жизни доставались крупным землевладельцам и сановникам римско-католической церкви, а угнетение, насилие, произвол и бесправие были уделом широких трудящихся масс города и деревни, породили ересь.

Ереси появились на ранней стадии феодализма, но в то время они еще не носили массового характера.

Далее, подъем еретического движения произошел позднее и был связан в первую очередь с богомильством. Они выступали против эксплуатации со стороны феодалов и церкви, а также насилия, чинимого Византийской империей. Особенно резко богомольцы выступали против римско-католической церкви, погрязшей в роскоши и пороках священнослужителей и тем самым нарушившей истинную сущность учения Христа.

Массовое еретическое движение, зародившееся в Болгарии, стало распространяться по европейскому континенту, охватив собою целый ряд стран. Повсюду его особенности определялись спецификой условий жизни людей, их насущными интересами.

После казни Я. Гуса в Чехии развернулось широкое крестьянско-плебейское еретическое движение, вошедшее в историю как гуситское. Это движение переросло в Гуситские войны (14191437), в ходе которых образовались два лагеря: чашников и таборитов.

Чашники стояли за ликвидацию привилегии духовенства, секуляризацию церковных богатств, признание независимости чешской церкви. Табориты шли дальше, требуя уничтожения привилегий дворянства, ликвидации крепостного права, феодальных повинностей. Борьбу против гуситов возглавили феодально-католические силы во главе с папой Мартином V и императором Сигизмундом I, которым после ряда безуспешных походов с переходом на их сторону чашников удалось разгромить таборитов.

К XV в. в Западной Европе окончательно обозначились два основных типа ереси: бюргерская и крестьянско-плебейская. Первая из них была вызвана быстрым развитием в Западной Европе городов и связанным с ним укреплением нового - третьего сословия, выступавшего против привилегий и богатств церкви, за ликвидацию сословия священников, против вмешательства религиозных деятелей в государственные дела. Интересы нового сословия были особенно четко выражены в их требовании создания единого национального государства, а также в защите частной собственности, идущей якобы от Бога.

Еретические идеи не были забыты, не канули в Лету. Спустя годы они были востребованы Реформацией XVI в., последовавшими за ней первыми буржуазными революциями в Европе.

 

2008-09-16 20:41:06 Шпаргалкивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64                      
Яндекс.Метрика