Шпаргалка по истории политических и правовых учений
13. Политико-правовые идеи Максимита Падуанского
М. Падуанский (ок. 1275 - ок. 1343) - один из идеологов бюргерства.
Падуанский критично подходит к теократической теории. Основная причина войн, смут - неверное представление о соотношении церкви и государства.
Попытки церкви вмешаться в дела светские сеют раздоры, лишают мира европейские государства.
Падуанский различает два вида законов: божественный и человеческий. Первый из них дает оценку жизни и деятельности человека на земле и в зависимости от ее результатов определяет место смертного в потустороннем мире. Второй - нацелен на достижение общего блага, укрепление власти и выполнение ее решений. Из этого следует, что церковь, служа высшей цели, определяемой Богом, не должна вмешиваться в мирские дела; она имеет право учить, но не наказывать. Человеческий закон должен приниматься народом, который является законодателем.
Законы, по Падуанскому, - основа государственной власти. Издавать законы имеет право народ: представители, им выбираемые. Но выполнять законы должен тоже народ. Падуанский один из первых завел речь о разделении власти на исполнительную и законодательную. Законодательная власть выше исполнительной. Источник законодательной власти - народ. Исполнительная власть действует в рамках, отведенных ей законодателем, и призвана строго выполнять его решения, законы.
Общество должно быть разделено на две категории: высшую и низшую. Первая - чиновники, священники, военные. Вторая - ремесленники, земледельцы, торговцы.
В своем сочинении «Защитник мира» Падуанский выступает в качестве обличителя католической церкви, возлагая на нее ответственность за все людские несчастья, включая сюда и войны, которые нарушают должный порядок в обществе, обостряют отношения между государствами. Его требование - свести деятельность церкви к занятию духовной жизнью людей.
Государство - результат естественного развития человеческого общежития, начало которому положила семья. Далее был род, племя. Завершающей стадией явилось государство, основанное на согласии людей, его населяющих, и защищающее их общие интересы.
Падуанский - сторонник монархии, но не наследственной, а избираемой. Единственным источником власти он считал народ в лице его высших сословий: военных, священников, чиновников. Именно они озабочены общими интересами. В то время как низшие сословия: торговцы, земледельцы, ремесленники - представляют собой простой народ, занятый лишь своими интересами.
Его идеи - это предтеча развития демократических начал в политической правовой мысли Западной Европы.
2008-09-16 20:41:06 Шпаргалки — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 |