На нлавную | О сайте | Прайс-лист | Ресурсы портала | Каталог |
Немало начинающих аспирантов и соискателей считают, что творческий процесс возможен только в периоды вдохновения. Это глубокая ошибка: конечно, хорошо, когда исследования настолько захватывают, что появляется творческий порыв, но для достижения конечной цели важен не столько порыв, как кропотливая и хорошо организованная работа. Заблуждением является мнение, что великие ученые творят легко, без особых затрат времени и сил. Биографии таких ученых свидетельствуют, что все они были большими тружениками, а их достижения были следствием колоссальной работы, огромного терпения и усидчивости, невероятного упрямства и настойчивости.
Укажем некоторые принципы научной работы и советы относительно техники работы, важные при подготовке диссертации.
Во-первых, не следует работать без плана. За весь период работы над диссертацией может быть несколько планов. Во-вторых, необходимо контролировать ход работы, ограничивать глубину разработки вопроса. В-третьих, при выполнении большой работы уместно освободиться от мелких посторонних дел. Не стоит делать несколько дел одновременно. В-четвертых, следует изыскать индивидуальные средства "втягивания" в работу. Как правило, у всех аспирантов наибольшие трудности вызывает начало работы, первые минуты и часы работы над диссертацией. Однако универсальных средств вовлечения в производительную работу нет, они для каждого свои. Также целесообразно определить время суток для работы с максимальной творческой производительностью. В-пятых, следует обратить внимание и на допустимую продолжительность работы и необходимое время отдыха. Каждая работа нуждается в соблюдения режима, иначе она становится малопроизводительной и может привести к потере веры в свои силы.
В арсенале авторов диссертационных работ по педагогике и психологии есть несколько методических приемов изложения научных материалов. Чаще всего используются такие приемы:
1) последовательный;
2) целостный (с дальнейшей обработкой каждого раздела);
3) выборочный (разделы пишутся по отдельности в любой последовательности).
Последовательное изложение материала диссертации требует больших затрат времени, так как автор не может переходить к следующему разделу, не закончив работу над предыдущим. При этом материал, который почти не требует черновой обработки, ждет очереди и лежит без движения.
Целостный прием. Здесь понадобится почти вдвое меньше времени на подготовку конечного варианта рукописи, так как сперва пишется черновик всего произведения, будто грубыми мазками, потом происходит его обработка в частях и деталях.
Выборочное изложение материалов также часто применяется соискателями. В меру готовности фактических данных автор обрабатывает материалы в любом удобном для него порядке, подобно тому как художник пишет картину не обязательно с верхней или нижней части холста.
Работа над окончательным вариантом. Когда черновой вариант диссертации готов и одобрен научным руководителем, начинается детальное шлифование текста рукописи. Проверяются и критически оцениваются каждый вывод, формула, таблица, каждое предложение, каждое слово. Соискатель еще раз проверяет, насколько название его работы и названия разделов и подразделов отвечают их содержанию, уточняет композицию и рубрикацию диссертационного произведения. Целесообразно также еще раз проверить убедительность аргументов в защиту своих научных положений. Здесь необходимо посмотреть на собственное произведение словно "чужими глазами", критически и требовательно.
Весь ход научного исследования можно приблизительно изобразить в виде следующей логической схемы [21]:
1) обоснование актуальности выбранной темы;
2) постановка цели и конкретных задач исследования;
3) определение объекта и предмета исследования;
4) выбор методов (методики) проведения исследования;
5) описание процесса исследования;
6) обсуждение результатов исследования;
7) формулировка выводов и оценка полученных результатов.
Обоснование актуальности выбранной темы - начальный этап любого исследования. Насколько правильно автор диссертации понимает выбранную тему и оценивает ее с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.
Освещение актуальности не должно быть многословным. Достаточно несколькими предложениями высказать главное - сущность проблемы, обуславливающей актуальность темы. Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность или неполноту, а новое еще не приобрело развитых форм. Таким образом, проблема в науке - это противоречивая ситуация, которая требует своего решения.
Правильная постановка и ясная формулировка новых педагогических и психологических проблем временами имеет не меньшее значение, чем их решение. В сущности, именно выбор проблемы в значительной степени определяет как стратегию исследования в целом, так и направление научного поиска в частности. Не случайно считается, что сформулировать научную проблему означает показать умение отделить главное от второстепенного, обнаружить то, что уже известно и что до сих пор неизвестно науке в определенной области исследования.
От обоснования актуальности избранной темы логически перейти к формулировке цели исследования, а также указать конкретные задачи, которые должны быть разрешены соответственно данной цели.
Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект - это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и выбирается для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования, как категории научного процесса, соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется часть, которая является предметом исследования. Именно на него и бывает направлено основное внимание диссертанта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая выносится на титульный лист в виде заголовка.
Очень важным этапом научной работы является выбор исследовательских приемов - инструмента получения фактического материала и необходимого условия достижения поставленной в работе цели.
Описание процесса исследования - основная часть диссертации, где освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил.
Очень важный этап научного исследования - обсуждение его результатов на заседаниях профилирующих кафедр, научных семинаров, ученых диссертационных советов с оценкой теоретической и практической ценности диссертации.
Заключительным этапом хода научного исследования являются выводы, которые содержат в себе все то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты выполненной диссертационной работы.