История экономических учений. Ч. 1
1. ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1.1. Античный мир
Слово «экономика» происходит от древнегреческого понятия «ойкономиа», объединившего слова «ойкос» - домохозяйство и «номос» - закон. Первым «законы домохозяйства» исследовал в сочинении «Ойкономиа» афинянин Ксенофонт (ок. 430-355 до н.э.). Он дал описание хозяйственного быта греческих полисов и мировой Персидской державы через образы идеализированных правителей и общественных порядков. Ксенофонт положил начало нормативному экономическому анализу который подводит экономические размышления под тот или иной общественный идеал.
Эту традицию укрепил земляк Ксенофонта философ Платон (427-347 до н.э.) в сочинениях «Государство» и «Законы». Ксенофонт и Платон выступили как приверженцы натурального земледельческого хозяйства, рабовладения в коллективных формах, сдерживания торговли и денежных отношений. Общую собственность господ они считали условием прочности власти над рабами, стремление к денежному обогащению - помехой дисциплине государственности.
Афинские философы скрупулезно развивали тему разделения труда. Ксенофонт указывал, что в мастерских крупных городов ремесло дробится на части: один шьет заготовки для башмаков, другой вырезает подошвы, третий -выкраивает передки, а четвертый - все сшивает. «Разумеется, кто проводит время за столь ограниченной работой, тот и в состоянии выполнять ее наилучшим образом». Так впервые было отмечено повышение производительности труда благодаря его делению на процессы.
Платон подошел к разделению труда с другой стороны, - как к «основному принципу строения государства», основе распадения общества на классы. Для идеального государства Платон предполагал объединение свободных граждан в 3 замкнутых класса - правителей-философов, воинов-стражей и тех, кто занят хозяйственной деятельностью. Л ишь для последних допускались торговля и деньги, а ссуды под процент воспрещались.
Для того чтобы страсть к обогащению не овладела философами и воинами, Платон рекомендовал им отказаться от частной собственности, питаться совместно, не иметь индивидуальных жен. Новые города он предлагал создавать вдали от морского побережья и соблазнов торговли, предлагал регламентировать хозяйство и не допускать более чем 4-кратной разницы в имуществах. Он считал нормальным явлением войну эллинов с варварами для захвата рабов.
Придя к выводу, что единственный практический способ воплотить на земле правду возвышенных идей - узаконивание рабства и влияние мудреца на подходящего к идеалу правителя, Платон обратился к тирану Дионисию Сиракузскому, который в силу своего понимания мудрости продал философа в рабство. (Русский философ Вл. Соловьев по поводу неудачи Платона заметил: «Хороший урок для мыслителя, который при своих возвышенных умозрениях об истинно сущем и о сверхсущем благе не додумался до той простой истины и того простого блага, что человек не может быть бесправной принадлежностью другого человека»).
Ученик Платона Аристотель Стагирит (384-322 до н.э.) сделал первый шаг к позитивному экономическому анализу - описанию хозяйственной жизни в системе взаимосвязанных категорий. Экономике как ведению хозяйства для удовлетворения потребностей Аристотель противопоставил хрематистику - искусство наживать» и «увеличивать до бесконечности» свое состояние в торговой деятельности, где «целью оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами».
Отрицательно относясь к хрематистике, Аристотель тем не менее понимал, что она неизбежно вырастает из экономики, хотя и настаивал на запрете ссудного процента. Аристотель выступил против Платона как сторонник частной собственности и семьи, но довел рабовладельческую экономию до «естественного» обоснования - природного неравенства людей. Одни - свободные - предназначены к активной, досужной, ученой деятельности («схоле»); другие - рабы - к производительному труду. Аристотель считал рабов «первым предметом владения, имуществом, приносящим доход.
Эту теорию продолжили римские писатели Катон Цензор (234-149 до н.э.), Варрон (116-27 до н.э.) и другие. Они изложили принципы рациональной организации частного рабовладельческого хозяйства. Катон обсуждал проблемы наилучшего набора растений и животных, выращиваемых в рабовладельческих имениях с точки зрения самообеспечения и выгодной продажи излишков. Варрон называл рабов «говорящими орудиями», но при этом считал целесообразным их материальное стимулирование.
В отличие от Катона, идеалом которого было натуральное хозяйство обширной латифундии, Варрон исходил из преимущественно рыночной ориентации специализированной виллы, не только продающей излишки, но и покупающей необходимые продукты. В обоих случаях это был нормативный экономический анализ с точки зрения рабовладельцев.
2009-05-18 01:44:44 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |