Литературоведение
3.2.3. Сюжет и композиция литературного произведения
Общее понятие о сюжете. Чаще всего сюжет выступает как система событий в произведении. Это обусловлено тем, что преобладающее большинство сюжетных произведений художественно исследует важные общественные конфликты и отражает их в тон целостной движущейся картине жизни, которую создает писатель.
Раскрытие в сюжете общественного конфликта в его динамике, развитии, разрешении, следствиях имеет, понятно, огромное значение, так как способствует пониманию тенденций общественного развития, его закономерностей. В связи с этим следует отметить некоторые моменты, существенные для понимания многосторонней роли сюжета в литературном произведении.
Во-первых, надо иметь в виду, что проникновение художника в смысл конфликта предполагает, как об этом правильно говорит английский писатель Джек Линдсей, «проникновение в души людей - участников этой борьбы». Отсюда большое познавательное значение сюжета, на которое в свое время указал М. Горький. Сюжет, писал Горький,- это «связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей - истории роста и организации того или иного характера, типа».
Во-вторых, нельзя не видеть, что писатель, как об этом говорил тот же Линдсей, «волей-неволей вовлекается умом и сердцем в конфликты, составляющие содержание его произведения». Тем самым в логике развития событий писателем сказываются его понимание и оценка изображаемого конфликта, его общественные взгляды, которые он так или иначе передает читателям, внушая им нужное, с его точки зрения, отношение к этому конфликту. Так, например, рисуя в «Воскресении» острый социальный конфликт, Л. Толстой решал важнейший вопрос своего времени с позиций русского трудового народа.
Сказанное нами не означает, что писатели обязательно должны рисовать современные им общественные конфликты. Они могут находить сюжеты для своих произведений в прошлом. Многочисленные исторические романы, повести, рассказы, пьесы наглядно об этом свидетельствуют. Но и в этих случаях задача воспроизведения конфликта остается той же: ответить на современные писателю общественные запросы.
В «Русских женщинах» Некрасов воспел подвиг жен декабристов. Он обратился к событиям, от которых его отделяло уже значительное время, для того, чтобы воодушевить своих современников героическим примером предшественников.
Итак, сюжеты произведений великих писателей имеют глубокий социально-исторический смысл. Поэтому при рассмотрении их и необходимо прежде всего определить, какой именно общественный конфликт лежит в основе произведения и с каких позиций изображается.
Говоря о соотношении между общественным конфликтом, лежащим в основе сюжета, и самим сюжетом, нельзя допускать упрощения и отождествлять их. Нужно иметь в виду, что тот или иной конфликт может раскрыться в самых различных проявлениях и тем самым - и в разных сюжетах. Например, конфликт между демократическими, прогрессивными силами России конца 50-х годов прошлого века с господствовавшими тогда кругами по-разному отразился и в «Грозе» Островского, и в «Накануне» Тургенева, и в первых поэмах Некрасова.
Огромное значение имеет художественное мастерство писателя в самом построении сюжета. Сюжет только тогда выполнит свое назначение, когда, во-первых, будет внутренне завершенным, то есть раскрывающим причины, характер и пути развития изображаемого конфликта, а во-вторых, когда будет приковывать к себе интерес читателей и заставлять их вдумываться в смысл каждого эпизода, каждой детали в движении событий.
Великие писатели, стремясь к завершенности и драматизму сюжетов, никогда не прибегали, однако, к внешним, искусственным эффектам. Их целью всегда была жизненная правда, ее художественное исследование, а отнюдь не пустая развлекательность.
Что же касается создания художественной занимательности сюжета, то средства здесь у разных художников весьма многообразны. Одни писатели выбирают наиболее острые положения, сами по себе приковывающие внимание читателей. Это мы можем видеть, например, в трагедиях Шекспира, романах Диккенса, повестях Гоголя. Другие возбуждают особый интерес читателей, приковывая их внимание к немотивированным вначале поступкам действующих лиц и тем самым заставляя задумываться над соответственными чертами характеров этих лиц и мотивами их поступков. Так любил делать, например, Достоевский, показывая в ряде случаев еще неясные по мотивам поступки отдельных персонажей и лишь позднее разъясняя вызвавшие их причины. Примеры этого находим и в «Униженных и оскорбленных», и в «Преступлении и наказании», и в других его произведениях. При помощи подобного приема писатель не только не позволял читательскому интересу ослабеть, а, наоборот, добивался все большего напряжения этого интереса.
Мы охарактеризовали в общих чертах сюжет, свойственный произведениям, в которых развивается определенная система событий. К таким произведениям относятся все драматические произведения и большинство эпических.
Системы событий нет в тех эпических произведениях, которые или посвящены описанию картин природы (например, «Лес и степь» Тургенева), или движению переживаний, мыслей, чувств в их лишь внутреннем соотнесении с внешним миром и в конечном счете с совершившимися в нем событиями (например, отдельные психологические новеллы Эдгара По или «бессобытийные» рассказы Хемингуэя). Как правило, не имеют системы событий лирические произведения. Это не значит, однако, что они бессюжетны. Великий лирический поэт раскрывает в своем произведении происходящее во внутреннем мире движение мыслей, чувств, переживаний в их силе и страсти, в их борении и развитии, что и определяет известную сюжетность лирического произведения.
2009-05-05 18:07:32 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |