Культурология. Ч. 1
Довольно скоро даосизм превратился в религиозное течение. Одной из забот даосов было достижение бессмертия, к чему даосы подошли практично и деятельно. Подготовка «кандидата в бессмертные» проходила с явным использованием элементов системы йогов: она включала в себя воздержание в пище (в идеале даос должен был научиться питаться собственной слюной), физические и дыхательные упражнения. Особый упор делался на моральные факторы: кандидат должен был совершить не менее 1200 добродетельных акций, причем одно безнравственное деяние перечеркивало все былые труды. Достижению заветной цели служили и особые препараты, порошки и микстуры, изготовлявшиеся даосами. Увлечение волшебными эликсирами вызвало бурное развитие алхимии. Китайской алхимией в ходе бесчисленных экспериментов совершались и действительно ценные открытия, в частности, был изобретен порох.
В круг даосских наук входила и астрология; при этом упор делался не на астрономически-календарный, а на гадательно-предсказательный аспект. Без учета гороскопа китаец не начинал ни одного серьезного дела, а женитьба начиналась с присылки гороскопа невесты в дом жениха. Не менее популярной была геомантия, наука о связи небесных явлений, космических сил и земного рельефа. Только при благоприятном сочетании всех факторов участок земли считался пригодным для сельского хозяйства или строительства. В недрах геомантии появился компас - одно из величайших изобретений китайцев.
В Китае же был произведен и первый удручающий «социальный эксперимент». Императором Цинь Ши-хуаном был введен единый свод законов, единая письменность, создана имущественная и социальная градация, а также проведена реформа культуры. В первую очередь было запрещено существование разнообразных философских школ. Большинство книг было сожжено, сотни философов утоплены в нужниках. За утайку книг кастрировали и направляли на строительство Великой Китайской стены.
Стену, ставшую символом культурной изоляции Китая, строили более 2 миллионов заключенных. Она простирается более чем на 4 тысячи километров: как и все тоталитарные режимы, диктатура Цинь Ши-хуана тяготела к архитектурному гигантизму. Известный психоаналитик Эрих Фромм отмечал, что система абсолютной власти имеет параноидальный характер. Вспомним Наполеона, Бисмарка, Сталина, Гитлера и др. Эта же участь постигла и Цинь Ши-хуана. Император заболел манией преследования.
Тоталитаризм, враждебный любой культуре и любой традиции, исторически обречен: империя Цинь просуществовала всего пятнадцать лет. Новая династия Хань возобновила прерванную традицию: уничтоженные книги были восстановлены по памяти. Конфуцианство с его идеалом высокоморального человека вновь стало господствующей идеологией, одной из основ, на которых зиждилась гигантская централизованная империя с ее мощным бюрократическим аппаратом. Однако пятнадцать лет террора и подавления культуры не прошли бесследно: плюрализм мнений, расцвет и борьба школ, невмешательство властей в духовную жизнь и мировоззренческие споры так и не были восстановлены. Любопытно, что Цинь Ши-хуан стал одним из любимых героев Мао Цзэ-дуна, а в 1973 году «Женьминь Жи-бао» дословно повторила лозунг: «Книги - в огонь, ученых - в яму».
Во II-III вв. в Китай проникает буддизм. На основе синтеза идей и представлений, извлеченных из философских глубин буддизма, с традиционной китайской мыслью и конфуцианским прагматизмом возникло в Китае одно из наиболее глубоких и интересных направлений мировой религиозной мысли - чань-буддизм (в Японии - дзэн-буддизм). Буддизм оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре (изящные пагоды стали традиционным типом древнекитайского храма). В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.
Своеобразно и изобразительное искусство Китая. Уже в I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз. Такого типа здания стали называться пагодами и использовались как храмовые постройки. Распространены были резьба по камню, лаковые миниатюры, известна была и фресковая живопись.
Интересно и то, что поэзия, живопись и каллиграфия в Китае были неразрывно связаны. В основе всех трех видов лежит специфика иероглифического китайского письма, а произведения всех трех направлений искусства создаются с помощью одного и того же инструмента - кисти. Главная цель китайской эстетики - в отражении гармонии жизни, а единение трех видов художественного творчества отражает реализацию этой цели. Считается, что китайская каллиграфия - искусство написания иероглифов - отражает состояние души через искусно воспроизведенные знаки. Графическая красота иероглифов соответствует красоте поэтического текста. Текст же в свою очередь сопровождается живописным эквивалентом. Живопись как бы объединяет все три вида искусства. Поэзия же в свою очередь неразрывно связана с музыкой. Уже в начале I тыс. до н.э. были созданы наиболее ранние памятники древнекитайской литературы - «Книга песен», содержащая более 300 песен и стихов, и «Книга перемен». Ярким выражением утопических представлений о счастливой стране является «Персиковый источник» Тао Юань Мина, ставший воплощением мечты о прекрасном, радостном, безбедном обществе.
Конфуцианство наложило глубокую печать на все стороны жизни китайского общества, в том числе и на функционирование семьи. Семья считалась сердцевиной общества, ее интересы намного превосходили интересы отдельного человека, который рассматривался лишь в аспекте семьи, сквозь призму ее вечных интересов. Подрастающего сына женили, дочь отдавали замуж по выбору и решению родителей, причем это считалось настолько нормальным и естественным, что проблема любви при этом не вставала.
Многие важнейшие изобретения, на которых зиждется сегодня наша жизнь, пришли из Китая. Не придумай древние китайские ученые таких мореходных и навигационных приборов и устройств, как румпель, компас и многоярусные мачты, не было бы великих географических открытий. В Китае были изобретены пушки, порох, бумага и приспособления для печати, в том числе и подвижной шрифт. Китайские целители открыли кровообращение. Там в VII веке были изобретены механические часы. Совершенствуя художественную керамику, в IV веке н.э. китайцы изобрели фарфор. Не представляется возможным перечислить все значительные открытия китайских ученых в области математики, механики, биологии, медицины, астрономии. Уже во II тыс. до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов, барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые - из бамбука, глины и др. В I тыс. до н.э. появляются трактаты о музыке, создается специальная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров.
Существенную роль в культурных контактах Китая с внешним миром сыграл Великий шелковый путь, который был проложен во II в. до н.э. посольством Чжан Няня. Китай стал известен в Европе как «Serica» («Страна шелка»). Но по торговым путям из Китая в Европу шли не только рулоны шелка, ящики с фарфором и чаем. Распространялись различные нравственные, философские, эстетические, экономические и педагогические идеи, которым суждено было оказать воздействие на Запад.
2008-09-10 19:03:33 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |